< Постижение целого | Андрей Теслинов

Постижение целого

ikebanaОдно-двухдневная мастерская для исследователей и создателей целостных систем разного назначения.

Одна из древних мудростей учит: «Двойственности не существует, многообразие не истинно». Поначалу это странно. Ведь куда бы ни попал луч нашего сознания, мы всегда сможем найти полярную пару: высокое – низкое, твердое – мягкое, притяжение – отталкивание, мужское – женское и так далее.

На самом-то деле все эти противоположности есть проявления одного и того же. Высокое и низкое – свойства возвышения; твердое и мягкое – свойства плотности; притяжение и отталкивание – свойства взаимодействия; мужское и женское – свойства способа существования живого и так далее.

То есть всюду за противоположным «прячется» единое. Всюду продолжение синтеза обещает возможность найти последнее Единство. А то, что воспринимается нашим наблюдающим (не размышляющим) сознанием, всегда неполно. Именно этот «обман» реальности веды и называют «майя». Но это не обман. Это принцип познания, признающий, что истинность наших суждений всегда подвижна и никогда не окончательна.

Все это говорит о том, что мы никогда в нашем наблюдении не имеем дела с целым. И для того, чтобы в потоке явлений научиться распознавать целое, нам нужно предпринять специальные усилия. Ведь, целое мы можем только помыслить, но не увидеть. Вернее, сначала помыслить, а потом и увидеть. Именно этому искусству издревле обучали японские мастера букетов (рис).

Когда аналитик исследует рынок, откуда он уверен, что «берет» целое и рассматривает все те конкурентные силы, которые надо?  Спросите – и с высокой вероятностью получите примерно такой ответ: «Так написано в книжке Майкла Портера». А другого ответа и не будет – ведь кроме идеи «пяти сил Портера»  других объяснений для этого нет. Но и у Портера нет концепта целого – он этим не занимался. А что надо взять для целого при анализе системы развития персонала? А при расстановке мебели в офисе или квартире? А при подготовке к выступлению на защите проекта? А при оценке организационной культуры?

Известны  три пути в постижении целого.

  1. Первый путь доступен каждому ребенку, но малодоступен многим взрослым. Это путь постижения целого через чувства и интуицию. Это тот способ, которым  целое схватывается нами, минуя рассудок. Путь интуиции  был известен и доступен нам в прошлом. А в очень давнем прошлом он был основным и, пожалуй, единственным.  Теперь мы называем его «эмпатией», вчувствыванием. Хороший инструмент, но не самый надежный. Его место в нашем инструментарии вспомогательное. И напрасно многие современные чародеи-душеведы настаивают на том, чтобы перестать думать и довериться чувствам. Теперь у человека новая задача – «познать истину посредством заблуждений» (Р. Тагор).
  2. Второй путь – это путь мышления целого посредством все более правильных представлений о нем. И где ж их взять? Их непременно надо добывать, тренируя мускулы ума и терпения. Речь идет о пути построения конструкций целого, основанных на результатах исследования его самого и ошибок его представления. Этот способ называют «рефлексией». На каждом шаге использования этого способа нас караулит возможность совершить ошибку и вместо целого увидеть одну из его граней (или улыбку).  Но у нас, у людей задача такая – сознательно преодолеть барьер, отделяющий нас от целого.
  3. Третий – это откровения небес. Это когда целое  дается нам как прямое, нерасчлененное мышлением  готовое знание. Способ открывается просветленным. Так приходило знание к Е. Блаватской, к А. Безант, к святым старцам и ко многим другим.  И приходит иногда к некоторым чиновникам. Они как-то сразу знают, кто выиграет тендер на госзакупки и каким будет решение суда.

Разработана мастерская, в которой будет осваиваться второй путь.

Всякая попытка сознания целого есть попытка ума, то есть действие, прежде всего идеальное. Рано или поздно всякое исследование целого приводит к убеждению в том, что наша человеческая роль в познании  действительности заключается в дополнении ее идеальным. Такой задачи не было ни у одного существа на планете до нас. И хорошо, что так – этим и движется Культура!

Принцип Мастерской – концептуальная ясность!

8

 

© 2024 Андрей Теслинов // Дизайн и поддержка: GoodwinPress.ru