< Стратегии… это не для улучшений | Андрей Теслинов

Стратегии… это не для улучшений

Развитие — это не изменение. Точнее, не всякое изменение — развитие.

Когда по весне начraendziинают оживать кусты и деревья, то мы понимаем — изменения  происходят. Это заметно и нравится нам. Но здесь нет развития. Липа навсегда останется липой, клен — кленом, дуб — дубом… Развитие — это смена качества существования живого. Если бы на березе созрели кисти винограда или она стала бы, скажем, баобабом или елкой, то можно было бы говорить о развитии. Да и то — с большой натяжкой, поскольку и баобабы, и елки уже существуют. А развитие — это возникновение нового живого.

  • Как можно стать новой организацией, если она повторяет всем известные стратегические ходы на рынке — дифференциацию или лидирование по затратам?
  • Является ли развитием компании автоматизация каких-то уже существующих в ней процедур?  При автоматизации беспорядка в организации  получается автоматизированный беспорядок — вряд ли это развитие.
  • Является ли развитием компании открытие новых торговых точек, оптимизация бизнес-процессов, стандартизация операций? Во всех этих примерах происходит тираж существующего, но не развитие.

Достаточно набрать в Google «директор по развитию», чтобы убедиться — почти все ожидания от него вовсе не относятся к развитию, а лишь к совершенствованию, к поддержке функционирования. Повсюду улучшение  каких-то свойств путается с развитием. Но развитие ничего не «знает» про улучшение. Закон развития тащит нас к усложнению ради усиления живучести.  Разумеется, это опасно.  Развитие — самый опасный класс реальности, поскольку в динамике «улучшений» теряется динамика»форм существования». Именно эта история произошла с папуасами из племени «короваи». Так происходит со всеми компаниями, увлеченными улучшениями вместо развития.

Подмена развития другими процессами — дело обычное, поскольку о развитии нам мало что известно. Однако, действовать приходится уже сейчас, не дожидаясь, когда науки разберутся с развитием точно так же, как разобрались с процессами, потоками, управлением, ростом… и это, похоже, все освоенное. Проблемы с развитием возникают не только у организаций — они повсюду, где принимаются решения. Является ли развитием для человечества решение его просвещенного меньшинства о торжестве однополых браков? А об «экономике обещаний», построенной на деривативах? А о модернизации экономики в условиях ее устойчивого ослабления? Модернизация увядания приводит к изысканному, стилизованному (модерн — это стиль)  увяданию.

И снова — действовать приходится уже сейчас. Сознавая необходимость овладения развитием, многие и многие исследователи пытались и сейчас пытаются построить правдоподобные теории развития: теория И. Воллерстайна, теория К. Поппера, теория С. Маслова, теория К. Буолдинга, теория Б. Михайлевского, П. Кузнецова, В. Бехтерева, К. Уилбера, В. Масленникова, Н. Моисеева, С. Никанорова… На синтезе этих попыток  уже что-то получается. Уже можно говорить и различать развивающие процессы от всех других. Можно в направлениях развития компании найти то, что к развитию не относится. Можно различать стратегии бизнеса, развивающие компанию, от стратегий косметического обновления, экономя время и силы.

Прагматичный синтез всего того, что уже понято о развитии, все же позволяет с нарастающим смыслом управлять деятельностью: строить структуры организаций со все большей способностью к развитию; влиять на развитие культур компаний,  выбирать направления развивающих перемен среди возможных; создавать программы образования развивающего типа (как оказывается, не всякое образование развивает), строить стратегии развития.

Стратегии — это инструменты развития, а не улучшения.

Однако, и здесь не все так просто.

По результатам анализа проб и ошибок, синтеза известных и малоизвестных теорий развития, наблюдений практик, опытов, экспедиций с исследованием закономерностей развития, выстроилась и развивается  образовательная программа, специально созданная для тех, кто намерен со смыслом управлять развитием организаций. Она называется ДИРЕКТОР ПО РАЗВИТИЮ. Программа неспешно оттачивается руками менеджеров Москвы, С. Петербурга, Вильнюса, Иркутска, Риги, Перми, избавляясь от неработающего, второстепенного и излишне абстрактного, наполняясь соками жизни.

В ближайшее время (3 — 4 октября) в Перми состоится погружение в первый модуль — о стратегиях развития.

Ответы на часто задаваемые вопросы менеджеров относительно всей программы можно найти  здесь >>

Приглашаю…

8

© 2017 Андрей Теслинов // Дизайн и поддержка: GoodwinPress.ru