< Почему стратегии и развитие рядом? | Андрей Теслинов

Почему стратегии и развитие рядом?

По всему заметно – активный мир устремился к развитию. Объективно, режим добычи успеха с помощью тщательности исполнения процессов сменился на другой. Успех нынче приходит вместе с частотой обновления процессов. Однако, видно, что риторика о развитии  еще не нашла своего предмета. В основной массе публикаций о развитии на витрину выставляются объемы инвестиций,  имена авторитетных компаний – участников великих строек. Но это не про развитие. Это про страсть быть впереди. Развитие творит себя по-началу незаметно, потом все ярче, и, наконец, решительно громко прорывами в новую жизнь или провалами в небытие. Показательна в этом смысле риторика о городах-призраках , о моногородах , о провалах стартапов и не только о них.

К преодолению расхожих подмен

Не любая крупная инвестиция ведет к развитию. Не всякое изменение это развитие. Развитие – это изменение особенного рода, при котором возникает новое ЖИВОЕ. Последнее важно – развивается только живое. Когда мы говорим о развитии автомобилей, самолетов, программных продуктов… это, конечно же, приговорки. Разумеется, живое творит себя во всем этом, но развивается только оно.

И вообще, в отношении к развитию необыкновенно много путаницы.Особенно в управлении компаниями. Поразмышляйте, пожалуйста:

  • Является ли развитием компании повышение качества ее продукта за счет усиления контроля за производственными операциями?
  • Является ли развитием компании автоматизация каких-то уже существующих в ней процедур?  При автоматизации беспорядка в организации  получается автоматизированный беспорядок – вряд ли это развитие.
  • Является ли развитием компании открытие новых торговых точек, оптимизация бизнес-процессов, стандартизация операций?

Во всех этих примерах происходит тираж существующего, но не развитие.

Достаточно набрать в Google “директор по развитию”, чтобы убедиться – почти все ожидания от него вовсе не относятся к развитию, а лишь к совершенствованию, к поддержке функционирования. Повсюду улучшение  каких-то свойств путается с развитием. Но развитие ничего не “знает” про улучшение. Закон развития тащит нас в другое “место” –  к усложнению. Зачем?  Ради усиления живучести, конечно же! Разумеется, это опасно.  Развитие – самый опасный класс реальности, поскольку в динамике “улучшений” теряется динамика “форм существования”. Именно эта история произошла с папуасами из племени “короваи”. Так происходит с компаниями, увлеченными улучшениями вместо развития.

Подмена развития другими процессами – дело обычное, поскольку о развитии нам мало что известно. Однако, действовать приходится уже сейчас, не дожидаясь, когда науки разберутся с развитием точно так же, как разобрались с процессами, потоками, управлением, ростом…. Проблемы с развитием возникают не только у организаций – они повсюду, где принимаются решения. Является ли развитием для человечества решение его просвещенного меньшинства о торжестве однополых браков? А об “экономике обещаний”, построенной на деривативах? А о модернизации экономики в условиях ее устойчивого ослабления? Модернизация увядания приводит к изысканному, стилизованному (модерн – это стиль)  увяданию.

Всегда ли развитие делается стратегически?

И снова – действовать приходится уже сейчас. Стало быть, развитие надо освоить, им надо овладеть. Освоение развития можно начинать с любого его “отрезка”, поскольку оно непрерывно. Наиболее нагляден, конечно же, режим быстрого перехода живого (организации, человека, культуры…) к новому качеству существования. Это наглядно, поскольку “победно / трагично”. Здесь либо решительно “вверх”, либо стремительно “вниз”. Правда, природа развития этих категорий не “знает” – это все наши выдуманные образы. Она направляет живое либо к увеличению живучести и жизненных сил и продолжению СУЩЕСТВОВАНИЯ, либо к ослаблению сил и…. Случается еще движение “по кругу”. Но это не интересно, это лишь временное оттягивание второго варианта.

Но почему развитие и стратегии ставятся рядом? Как уже стало понятно, это не обязательно. Это лишь наглядно и с образовательной точки зрения прагматично. В начале образовательной Программы ДИРЕКТОР ПО РАЗВИТИЮ мы начинаем с освоения способов разработки  и запуска стратегий развития (не роста, не конкурентной войны, не оптимизации затрат…) поскольку это удобно. Поскольку создание стратегии развития, выбор пути, когда предыдущий выбор исчерпан  – наиболее яркий “отрезок” развития. Можно было начать и с другого “отрезка”, например, с освоения законов накопления потенциала развития (модуль УСИЛЕНИЕ ЖИВУЧЕСТИ ОРГАНИЗАЦИЙ ) или с организации полноценной инновационной среды в компании (модуль РАЗВИТИЕ И УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИЯМИ). Но все же выбор стратегии развития – это убедительная арена для проявления смыслов развития. Все другие его режимы чрезвычайно важны, но не так показательны для разубеждения тех, кто под развитием ошибочно понимает любую “движуху” компании.

Откуда это взято?

Сознавая необходимость овладения развитием, многие и многие исследователи издавна пытались и сейчас пытаются построить правдоподобные теории: теория развития И. Воллерстайна, теория К. Поппера, теория С. Маслова, теория К. Буолдинга, теория Б. Михайлевского, П. Кузнецова, В. Бехтерева, К. Уилбера, В. Масленникова, Н. Моисеева, С. Никанорова… На все это можно опираться, хотя единой теории развития еще нет. Но на синтезе уже состоявшихся попыток сознательного развития уже что-то получается. Уже можно говорить и различать развивающие процессы от всех других. Можно в выборах компании найти то, что к развитию не относится. Можно различать стратегии бизнеса, развивающие компанию, от стратегий косметического обновления, экономя время и силы. Уже можно с нарастающим смыслом управлять им:

  • строить структуры организаций со все большей способностью “работать” в усложняющихся условиях;
  • влиять на развитие культур компаний;
  • выбирать направления развивающих перемен среди возможных;
  • создавать программы образования развивающего типа (как оказывается, не всякое образование развивает);
  • строить стратегии развития.

Однако, и здесь не все так просто.

За несколько лет исследований проблем развития в Мастерской концептуального мышления все же выстроилась образовательная программа ДИРЕКТОР ПО РАЗВИТИЮ   Она созрела по результатам анализа проб и ошибок, синтеза известных и малоизвестных теорий, наблюдений чужих практик, опытов, экспедиций с исследованием закономерностей развития . Программа постепенно оттачивается руками менеджеров Москвы, С. Петербурга, Вильнюса, Иркутска, Риги, Перми, Воронежа, Липецка,,,, избавляясь от неработающего, второстепенного и излишне абстрактного, наполняясь соками жизни.

Когда по весне начraendziинают оживать кусты и деревья, то мы понимаем – изменения происходят. Это заметно и нравится нам. Но здесь нет развития. Липа навсегда останется липой, клен – кленом, дуб – дубом… Развитие – это смена качества существования живого. Если бы на березе созрели кисти винограда или она стала бы, скажем, елкой, то можно было бы говорить о развитии. Да и то – с большой натяжкой, поскольку елки уже существуют.

Приглашаю к освоению способов СОЗНАТЕЛЬНОГО ПОРОЖДЕНИЯ НОВОГО!

Программа “ДИРЕКТОР ПО РАЗВИТИЮ ведется в Москве, в Перми и С. Петербурге. Планируется – в Тюмени и Иркутске.

Ответы на часто задаваемые вопросы менеджеров относительно всей программы можно найти  здесь >>

8

© 2024 Андрей Теслинов // Дизайн и поддержка: GoodwinPress.ru