< Введение в концептуальный анализ | Андрей Теслинов

Введение в концептуальный анализ

В январе на московской площадке «Мастерской концептуального мышления» развернется образовательная программа «КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ сложных предметных областей«. С этой программы начинается вхождение в интеллектуальную культуру строгой, тщательной, изысканной работы с понятиями.

Курс и технология основаны на почти полувековых  достижениях отечественной Школы концептуального анализа и проектирования систем организационного управления (КАиП СОУ — Школа Спартака Петрович Никанорова). Этот курс — единственная в стране образовательная площадка, на которой концептуальное мышление преподается взрослым людям (для молодежи есть кафедра на физтехе).

Отсюда начинается погружение в область профессионального изготовления смыслов, выраженных в наиболее прагматичной форме. Это открывает дорогу к  разработке концепций и суждений высокой разрешительной мощности.

Как писал И. Кант (Критика чистого разума), «нехватка способности суждения у человека, есть, собственно, то, что называют глупостью; против этого недостатка нет лекарства«. Спасение от этой глупости, пленящей, судя по всему,  мир, содержится  в развитии мышления в понятиях, а не в словах — именах «вещей».

Концептуальное мышление самостоятельно, но «включается» специальными усилиями.  развивающими «тонкие» аналитические способности. Для этого они должны быть. Многолетняя практика ведения программы «КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ» показывает, что во многих случаях это дар, развившийся в юношестве.

Концептуальному мышлению  можно научиться при том условии, что новому знанию и навыку будет на что «ложится». Это когда уже состоялись встречи с непонятным, когда усвоено немалое количество слов, терминов, определений, когда  для любого предмета удается придумать с полсотни точек зрения. При этом непременно должен быть вкус к работе с абстрактным. Понятия о конкретном  получаются лишь с помощью восхождения к абстрактному. И тогда это рождает не одинокие решения проблем, а классы альтернативных решений.

Особенности программы

  • Сильная опора на способности работы с абстракциями и критическое мышление — в их отсутствие курс не осваивается;
  • Необходимость обязательного выполнения упражнений по расчистке сложных, запутанных проблем. Можно и полезно свои концептуальные проблемы «приносить» с собой и работать над ними;
  • Ориентация не на приемы, а на трансформацию мышления и развитие специфической культуры мышления.

Приглашаются руководители с аналитическим складом ума, готовые к испытанию себя в этих условиях.

Программа включает в себя три модуля с задействованием разнообразных образовательных ресурсов. Длительность обучения — около 4-х месяцев.

Это программа развития мышления, а не библиотека успешных рецептов.  Поэтому для кого-то она может оказаться сложной. Но при действительном вкусе к работе с понятиями дает мощное приращение аналитическим возможностям. Курс полезнее всего людям,  работающим в сложных, «размытых» ситуациях, в проблемах с высокой неопределенностью  решений.

Ближайший старт — 26 января 2018 года. Откликаясь на приглашение, стоит поразмышлять — есть ли у Вас зрелая готовность к преодолению сложности. Это не будет похоже ни на  беседы салонного типа, ни на тренинги, в которых успех приходит через повторения действий с «выключенным разумом» (по Торндайку). Стоит приготовиться к работе с бодрствующей рефлексией.

Курс ведется один раз в год. Испытан на площадках «Мастерской» в Москве, Перми, Ярославле, Вильнюсе, Тюмени и других городах, но ведется теперь только в Москве. Успешные выпускники программы включаются в проекты Научно-производственного объединения «КОНЦЕПТ» и в события его Клуба.

Есть график занятий >>

Можно сделать заявку на обучение >>

Запись на курс предполагает прохождение небольшого собеседования (очного или по Skype).

© 2017 Андрей Теслинов // Дизайн и поддержка: GoodwinPress.ru