< Концептуальное мышление | Андрей Теслинов

Развитие концептуального мышления

19 — 20 апреля (Москва)

В близкие дни развернется образовательная программа «КОНЦЕПТУАЛЬНОЕ МЫШЛЕНИЕ сложных предметных областей«. С этой программы начинается вхождение в интеллектуальную культуру тщательной, строгой, изысканной работы с понятиями.

Курс и технология концептуального мышления основаны на почти полувековых  достижениях отечественной Школы концептуального анализа и проектирования систем организационного управления (КАиП СОУ — Школа Спартака Петрович Никанорова). Этот курс — единственная в стране образовательная площадка, на которой концептуальное мышление осваивается взрослыми людьми (для молодежи есть кафедра на физтехе).

Отсюда начинается погружение в область профессионального изготовления смыслов, выраженных в наиболее прагматичной форме. Это открывает дорогу к  разработке концепций и суждений высокой разрешительной мощности.

«…Нехватка способности суждения у человека, есть, собственно, то, что называют глупостью; против этого недостатка нет лекарства» (И. Кант «Критика чистого разума»).

Спасение от этой глупости, конечно же, есть. Она содержится  в развитии мышления в понятиях, а не в словах . Термины, имена «вещей» слабы перед концептами. Концептуальное мышление самостоятельно, но «включается» специальными усилиями.  развивающими «тонкие» аналитические способности. Для этого они должны быть! Многолетняя практика ведения программы «КОНЦЕПТУАЛЬНОЕ МЫШЛЕНИЕ…» показывает, что во многих случаях это дар, развившийся в юношестве.

Концептуальному мышлению  можно научиться при том условии, что новому знанию и навыку будет на что «ложится». Это когда уже состоялись встречи с непонятным, когда усвоено немалое количество слов, терминов, определений, когда  для любого предмета удается придумать с полсотни точек зрения. При этом непременно должен быть вкус к работе с абстрактным. Понятия о конкретном получаются лишь с помощью восхождения к абстрактному. И если такое восхождение происходит,  то это рождает не одинокие, случайные решения проблем, а классы альтернативных решений.

Особенности программы

  • Сильная опора на способности работы с абстракциями и критическое мышление — в их отсутствие курс не осваивается;
  • Необходимость обязательного выполнения упражнений по расчистке сложных, запутанных проблем. Можно и полезно свои концептуальные проблемы «приносить» с собой и инструментально работать над ними;
  • Ориентация не на приемы, а на трансформацию мышления и развитие специфической культуры мышления.

Приглашаются аналитики, руководители с аналитическим складом ума.

Программа включает в себя три модуля с задействованием разнообразных образовательных ресурсов. Длительность обучения — около 4-х месяцев.

Это программа (скачать) развития мышления, а не библиотека успешных рецептов.  Поэтому для кого-то она может оказаться сложной. Но при действительном вкусе к работе с понятиями дает мощное приращение аналитическим возможностям. Курс полезнее всего людям,  работающим в сложных, «размытых» ситуациях, в проблемах с высокой неопределенностью  решений.

Курс ведется один раз в год. Испытан на площадках «Мастерской» в Москве, Перми, Ярославле, Вильнюсе, Тюмени и других городах, но ведется теперь только в Москве. Успешные выпускники программы включаются в проекты Научно-производственного объединения «КОНЦЕПТ» и в события его Клуба.

Обучение не будет похоже ни на  беседы салонного типа, ни на тренинги, в которых успех приходит через повторения действий с «выключенным разумом» (по Торндайку). Стоит приготовиться к работе с бодрствующей рефлексией.

Запись на курс предполагает прохождение небольшого собеседования (очного или по Skype).

© 2019 Андрей Теслинов // Дизайн и поддержка: GoodwinPress.ru