< Культурный код организации | Андрей Теслинов

Культурный код организации

Что такое «культурный код» организации? Каков он? Что означает «сила культурного кода»? Из каких компонентов он образуется? Чем его измерять? И возможно ли?

Разумеется, полноценных ответов на эти  и подобные вопросы не существует.  Но как было бы удобно, если б они состоялись! Попытки понять культурные коды происходят, наверное, со времен Древней Греции. Именно тогда возникло, возможно, первое обозначение культурного кода — варвары. Варварами тогда звали всех «не греков».  С тех пор мир усложнился, а соблазн понять «себя» и культурно «другое» усилился. Нам необходимы быстрые различения возможностей культур, деловых культур, с которыми мы вступаем в отношения. Нам с ускорением необходимо понимать происходящее в мире людей.

Очередное усилие понять и в публичной риторике раскрыть «культурный код» организации происходит в мастерской  «Организационная культура как ресурс управления и развития». Это новый образовательный проект (мастерская и курс), набирающий интерес в кругах руководителей и свободных исследователей, сознающих роль «тонких» факторов успеха деятельности в  условиях меняющейся  реальности. Почему так?

Видимо, действительно, во  Вселенной магистральной линией эволюции выступает тенденция к автономизации, к большей независимости от среды для всех  возникающих целостностей — организаций, обществ,  наций, людей. Это вектор нарастания субъектности (Гипотеза Зубова). И это закономерно — Природа вытягивается в развитие «тонкими» силами. Условием существования «грубого» является «тонкое». Мир нуждается в таких структурах  и потому движется к усложнению (Закон Эшби – Седова). А поскольку человек — вечно «незавершённое существо», то ему приходится непрерывно «доучиваться»,  осваивать какие-то новые, все более живучие программы, которые животные получают в готовом виде  — в виде  инстинктов. Этим творческим «доучиванием»   создаются необычные инструменты, которых природа до появления человека еще не знала. Это пространство КУЛЬТУРЫ — смысловых инструментов овладения действительностью. Это они формируют то поведение людей, которое приводит либо к подъему духа и прогрессирующей активности, либо к упадку живых сил и исчезновению. И поэтому сводить культуру к поведению людей, не пытаясь найти его основания, подобно описанию рисунка облаков без внимания к ветру, которым они движутся.

Для тех, кто сознает эти обстоятельства и находится в поиске все более мощных инструментов успеха жизни и деятельности, возникают вопросы:

  • что такое культура, каковы ее фундаментальные основания?
  • каковы действительные истоки культур?
  • какими средствами культуры поддерживают живучесть их «носителей»?
  • каковы наиболее значимые, наиболее сильные из этих средств?
  • как из них образуется «культурный код» компании?
  • какие возможности открывает нам обращение к «культурным инструментам» управления деятельностью?
  • каковы признаки культур с высоким потенциалом живучести организации?
  • куда и как развиваются культуры (организационные культуры)?
  • каковы подходы к изменению организационных культур?

Это те вопросы, на которые в мастерской даются  ответы с обоснованием и возможной практикой управленческих решений о влиянии на культуру компаний и их успех.

Проект вырос на результатах исследований закономерностей развития культур в широком и узком смыслах (как организационных культур). В ходе курса появляется возможность разнообразно оценить текущее состояние культуры организации и разработать программу ее развития.

Курс назначается руководителям, занятым вопросами развития сотрудников, персонала, человеческого ресурса предприятия и сознающим ценность управления «тонкими» гранями долгосрочного успеха. Состоялись успешные версии этого проекта в корпоративном формате  и в открытой публичной мастерской.

В качестве небольшой подготовки к мастерской стоит попытаться ответить, например, на такой вопрос — Кто заказчик культуры?

8

© 2019 Андрей Теслинов // Дизайн и поддержка: GoodwinPress.ru