< Программы курсов | Андрей Теслинов

Программы курсов

Курсы для руководителей организаций

Это короткие описания учебных курсов для руководителей организаций или специальных направлений в них с опытом управления не меньше 5 лет. Желательно обладать опытом бизнес-образования уровней MBA, Executive MBA. Все курсы служат одной идее - вспоможению  овладением развития как наиболее сложной реальности и знания, скрытого в облаках неведния даже для большой науки. Вопросы поддержки функционирования организаций в них рассматриваются на минимально необходимом уровне.

 

w12

Тема
Организационная культура как ресурс управления и развития

Новый образовательный проект, выросший по результатам исследований закономерностей развития культур в широком и узком смыслах — как организационных культур.

В курсе даются ответы на тонкие вопросы о существе и возможностях культуры как главного ресурса компаний:

  • Что такое культура, каковы ее фундаментальные основания?
  • Как становится и как развивается организационная культура?
  • Каковы признаки культур с высоким потенциалом живучести организации?
  • Каковы альтернативные «линии» возможностей использования организационной культуры в качестве инструментов управления и развития?
  • Каковы подходы к изменению организационной культуры?

В ходе курса появляется возможность разнообразно оценить текущее состояние культуры организации и разработать программу ее развития.

Курс назначается руководителям, занятым вопросами развития сотрудников, персонала, человеческого ресурса предприятия и сознающим ценность управления «тонкими» гранями долгосрочного успеха. Состоялись успешные версии этого курса в корпоративном формате (на крупном нефтяном заводе) и в открытой публичной мастерской.

Тема

Директор по развитию

Курс предназначен менеджерам, выполняющим функции директора по развитию компаний. Уместный должностной статус –  директор по развитию в компании среднего и крупного бизнеса; директор по развитию или генеральный директор в компании малого бизнеса; возможно, руководитель подразделения с перспективой на должность директора по развитию. Полезно  менеджерам и аналитикам, входящим в стратегические группы и погруженным в развивающие процессы в организациях

Содержание курса точнее отражает его второе название: ТЕХНОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ ОРГАНИЗАЦИЙ.

В курсе 5 модулей: 1) о способах разработки стратегий развития бизнеса разными способами и о решении проблем запуска стратегий 2) о способах усиления живучести компаний в условиях сильных перемен 3) о способах развития организационных структур 4) о оборганизации инновационной деятельности в компании 5) о технологиях управления изменениями.

Каждый модуль включает очные двухдневные учебные сессии с обилием упражнений; выполнение практических заданий по развитию компаний участников проекта; вебинары по сложным вопросам управления развитием; индивидуальные консультации. Наибольшая польза от программы приходит в совместном освоении ее командой хотя бы из 2-3 человек от одной организации. При этом в команде возникает общее понимание тонких граней развития и совместно задействуемых инструментов.

Курс ведется с 2011 года с нарастающим качеством содержания и технологий овладения развитием как наиболее сложной предметной областью.

Тема

Философия бизнеса

Курс предназначается менеджерам с живым сознанием, наделенным желанием и ответственностью управлять собственным развитием и развитием деятельности через подчиненных на основе фундаментальных закономерностей существования бизнеса.

В курсе совершается публичная попытка рассмотреть бизнес с наиболее высоких, но прагматичных философских позиций для того, чтобы выйти к основаниям успеха деятельности.  При этом удастся:

  • По-философски, то есть глубоко и по сути объяснить развитие как фундаментальный закон природы;
  • В коллективном поиске собрать фрагменты существующих представлений и знаний о развитии в конструктивную  целостность;
  • Возбудить вкус к освобождению сознания и получению наслаждения от мышления мира, находящегося в становлении;
  • Подойти к порождению и оформлению своей собственной позитивной философии управления.

По отзывам курс приводит к взрывному изменению представлений о собственной деятельности и расширению ее смыслов. Иногда он ведется в качестве интеллектуального старта МВА-программ в ряде бизнес-школ.

Курс выстраивается по-разному, в зависимости от запроса к образованию. Минимальной формой его является трехдневная учебная сессия со множеством интеллектуальных упражнений. Материалы курса отражают обобщение исследовательского опыта автора, собранного в бизнес-практике и в ходе экспедиций ЖИВАЯ ПАРАЛЛЕЛЬ.

Тема

Результативное оживление деятельности

Образовательный  курс назначается менеджерам среднего звена развивающихся компаний. Наиболее полезно для менеджеров малых и средних предприятий,  отвечающих за  конкретные направления деятельности в компаниях.  Весьма полезно  менеджерам, обеспечивающим взаимодействие подразделений компании в рамках выбранной бизнес-стратегии

Содержание отобрано, исходя из идей 1) интенсивного погружения в инструментарий успешной бизнес-практики по управлению развитием – минимум знаний об общем, 2)  управления глубиной индивидуального «погружения» в теорию и практику развития организаций и деятельности 3) практичности с первой концепции. Между сессиями происходит задействование инструментов в практику слушателей.

Разработчики Программы – эксперты в области менеджмента среднего звена и управления развитием деятельности

Тема

Управление организационными изменениями

Образовательный курс для слушателей МВА-программ. Проводится в виде двух-трехдневной сессии с большим количеством практических упражнений. Пользы ради курс ведется в режиме проживания этапов управления организационными изменениями.

Курс ведется  в РАНХ и ГС при Президенте РФ в Институте бизнеса и делового администрирования (ИБДА) на программе Executive MBA.

По каждой программе могут быть даны  необходимые уточнения >>

 

Курсы для аналитиков

Это образовательные программы (курсы) для исследователей различного профиля и  уровня. То есть для тех, кто находит ценность в глубокой аналитике происходящего и решении проблем на основе обоснованного синтеза идей.Ядром этих программ является освоение специального рода мышления - мышления в понятиях.   Для этого должен быть вкус к работе с абстрактным, поскольку  глубокие различения конкретного  получаются лишь с помощью восхождения к абстрактному. Базовые умения такого восхождения формируются в программе КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ сложных предметных областей. Все другие курсы в разной степени опираются на эти умения.

IMG_3778

Тема

Концептуальный анализ

Это программа для освоения  мышления на основе тщательной работы с понятиями. Осваивается как технология КОНЦЕПТУАЛЬНОГО АНАЛИЗА сложных предметных областей ради полного теоретического овладения ими. Курс и технология основаны на сорокалетних достижениях отечественной Школы концептуального проектирования систем организационного управления.

Особенности курса: 1) сильная опора на способности работы с абстракциями и критическое мышление — в их отсутствие курс не осваивается 2) необходимость выполнения упражнений по расчистке сложных, запутанных явлений 3) ориентация не на приемы, а на трансформацию мышления и развитие специфической культуры мышления.

Это наиболее глубокая программа развития мышления. И потому сложная для освоения. Но при действительном вкусе к работе с понятиями дает мощное приращение аналитическим возможностям. Курс испытан на площадках Мастерской концептуального мышления в Москве, Перми, Ярославле, Вильнюсе, Тюмени.

Тема

Системный подход к управлению организациями

Курс назначается руководителям и аналитикам с упорядоченным мышлением. Полезно действующим менеджерам среднего и верхнего уровней управления компаниями, занятым разработкой, поддержкой и развитием организаций как систем организационного управления. Очень полезно Разработчикам  систем и системно ориентированным управленцам.

Системный подход здесь не сводится к схематизации. Системы осваиваются как объяснения классов различных явлений бизнеса. С помощью систем решаются проблемы, а не рисуются картинки ситуаций. Системы служат здесь пониманию сложного через простое. В центре  практики системного подхода — развитие организаций.

Курс построен из трех модулей с полноценной поддержкой освоения основных компетенций.

Технология обучения выстроена из нескольких различных форм (смешанное обучение) и ориентирована на занятых взрослых людей. Длительность программы – 1,5  месяца.

Тема

Концептуальный способ разработки концепций

Курс назначается разработчикам сложных концепций, в первую очередь концепций развития. Имеются в виду концепции развития организаций, городов, учебных центров, инновационных кластеров, территорий специального назначения, отраслей, культур больших социальных целостностей. Для такого рода задач в курсе осваиваются инструменты, основанные на методологии концептуального проектирования решений.

Под концепциями здесь понимаются особенным образом сконструированные представления (взгляды) на развитие той или иной предметной области, задающие магистрали смыслов для тех, кому предстоит воплощать эти представления.

Курс носит практический характер, Из всего арсенала концептуальных методов здесь выбраны только те, которые позволяют в быстрые сроки создавать работающие конструкции с отчетливой, ясной структурой смыслов и решений, упакованных в концепты. Так спроектированные концепции решительно отличаются от тех документов, которые в огромном количестве создаются нынче в различных администрациях и накапливаются в «столах» как политически значимые, но бесполезные для употребления.

Можно уточнять детали образовательных программ  >>

 

Курсы для обучающих

Программы сделаны для тех, кто ведет образовательную деятельность. Это руководителям образовательных учреждений, преподавателям высшей школы,  тьюторам, преподавателям бизнес-школ, учебных центров, корпоративных университетов и профессионально близких к ним люди. Это полезно тем из них, кто ориентирован на работу в новой образовательной парадигме. Все это не очень полезно ведущим авторских мастер-классов и тренерам. Первым - по причине  достаточности их авторской позиции. Вторым - по причине ее ненадобности. Некоторые курсы ведутся командами экспертов в области развития образования.

zanzibar

Ядро всех программ лежит в поле развивающего образования взрослых. Это наиболее интересная, наименее понятная и потому наиболее опасная  область образования. От ее расцвета зависит успех культурного потока, в котором мы черпаем силы для продолжения жизни, а вместе с ним и успех выживания человечества. Поэтому во всех представленных здесь образовательных программах в большей или меньшей степени проявляется главное намерение  — служить устойчивому развитию культуры на основе  ответственного творчества взрослых.

Тема

Андрагогика развития

Программа разработана как вход в пространство смыслов и решений относительно способов организации образования взрослых развивающего типа. Назначается участникам образовательной деятельности взрослых, авторам -разработчикам образовательных программ для взрослых, тьюторам,  преподавателям различных образовательных программ и курсов для взрослых, находящимся в профессиональном развитии, организаторам обучения и образования взрослых развивающего типа

Программа состоит из трех блоков, объединенных логикой нарастающего мастерства в предметной области.

Программа сделана на основе результатов многолетней практики нескольких авторов — ведущих специалистов в различных образовательных средах (технические и гуманитарные вузы, бизнес-школы, прогимназии, программы обучения и образования, системы открытого образования, смешанного, дистанционного и других видов образования). При этом она не является сборником рецептов и натаскиванием на частные решения в образовании. В мастерских поднимаются законы и закономерности развития образовательных систем и сред. Это душевный проект автора.

Тема

Подходы к образованию развивающего типа

В ходе мастерской 1)  «поднимаются» закономерности развития образования, 2) обосновывается   логика принятия решений относительно выбора направления развития образования , 3) проводится публичный анализ  актуальных подходов к образованию развивающего типа. Это помогает руководителям образовательных организаций определиться со своей позицией в пространстве образовательных подходов и понять логику ее развития

От мастерской можно ожидать прояснения в беспорядочной риторике по поводу обновления образования; уточнения направления, по которым формируется новая образовательная парадигма; появление ряда конструктивных идей относительно развития вузовской и послевузовской среды; формирования задела для погружения в дидактику образования передового типа.

Тема

Развитие образования в высшей школе

В курсе совершается обоснование организации образовательной среды и дидактики, уместных для нарастающей образовательной парадигмы.

Последовательно «от простого к сложному» вводятся основания для ряда свойств, которыми должна обладать образовательная среда нового типа.  В ходе курса конструируются: 1) представления о закономерностях развития образования 2) признаки новой образовательной парадигмы 3) базовые принципы организации образовательной среды 4) технологии и модели обучения / образования 5)организационные формы учебной деятельности.

Назначается преподавателям высших учебных заведений и организаторам обучения и образования.

Курс выращен в ходе построения и поддержки эффективной образовательной среды в негосударственных образовательных учреждениях, в ряде государственных вузов.Наиболее полезно для образовательных учреждений, ориентированных на автономное существование и развитие.

Тема

Управление развитием образовательного учреждения

Назначается руководителям образовательных учреждений, отвечающих за их развитие как организаций; руководителям проектов по развитию вузов.

В ходе курса испытываются и осваиваются техники разработки основных стратегических решений по развитию образовательного учреждения и технологии управления изменениями в связи с принятыми стратегическими решениями

Особенно полезно для образовательных учреждений, находящихся в реальных рыночных условиях ведения деятельности и не имеющих надежной государственной поддержки.

В опыте есть и другие образовательные проекты. Об этом можно предметно поговорить >>

 

Курсы для странников

Эти образовательные курсы выросли из исследовательских и образовательных экспедиций менеджеров "ЖИВАЯ ПАРАЛЛЕЛЬ". Собственно, они и проводятся в виде экспедиций по разным диковинным для обычного сознания менеджера странам и местам. О существе этих образовательных курсов и самой технологии "живая параллель" можно узнать подробнее >>. Вы увидите - это для необычных менеджеров, которые мощнее всего развиваются  через странствование и проживание в малознакомых и непростых условиях и контекстах. Это "менеджерам-странникам".

usambara

Здесь приводятся только короткие характеристики  содержательной части программ курсов-экспедиций, поскольку маршруты путешествий никогда не повторяются и каждый год разрабатываются вновь.

Тема

Развивающее управление и закономерности развития организаций

Общая цель курса состоит в том, чтобы через исследование естественной параллели между развитием бизнеса (организаций, деятельности, команд и других компонентов бизнеса) и развитием объектов естественной природы (животного и растительного миров, культур, цивилизаций, этносов, духовных структур, отношений между социальными группами и пр.) приподняться над разнообразием явлений бизнеса к законам, которыми они создаются и которые имеют всеобщее значение.

Конкретнее это означает намерение

  • Обосновать фундаментальные закономерности развития организаций и бизнеса по аналогии с развитием другой живой природы
  • Из понятых и освоенных закономерностей развития самостоятельно вывести управленческое знание в виде подходов к управлению развитием деятельности
  • Создать импульс к осмыслению объективного развития компаний, управления этим       и собственным развитием
  • В открытом и свободном исследовании закономерностей и законов развития понять его суть и принять ее конструктивным образом
  • Выйти за пределы понимания развития организаций лишь как «перемен к лучшему»

Курс развернулся в 2006 году и созрел и ходе экспедиций по нескольким странам планеты: Камбоджа, Вьетнам, Перу, Боливия, Мексика, Гватемала, Белиз, Бразилия и другим.

Тема

Философия перемен. Диалектика бизнеса

Курс однажды состоялся в форме исследовательской экспедиции в 2010 году. Это была попытка ответить на ряд вопросов о развитии организаций, имеющих отношение к диалектической развертке состояний природы:

  • Чем развитие отличается от совершенствования и улучшения?
  • Каковы внешние признаки развития, которые можно наблюдать повсюду?
  • Каковы естественные «механизмы» и закономерности развития?
  • Каковы границы доверия к законам естественного развития в применении к бизнесу?
  • Как распознать развивающие перемены в организации?
  • Чем в действительности можно управлять, развивая что-либо?
  • Как выбирать направление развития?
  • Когда можно «отпустить» развивающие процессы на «самотек»?
  • Когда нужно и можно вмешиваться в развитие?
  • Какими должны быть правила развивающего управления?
  • Каковы могут быть ценности, основывающиеся на законах развития?

Экспедиционный маршрут прошел по Аргентине и позволил сделать окончательную «доводку» закономерностей развития «малого круга» до ясности.

Тема

Культура как ресурс развития

У этой экспедиции за знаниями и переживаниями несколько целей:

  • Понять культуру как феномен и как ресурс развития организаций
  • Обосновать компоненты и свойства культуры, которые можно было бы различать в окружении и использовать для усиления живучести организаций и увеличения потенциала их и собственного развития
  • Обосновать фундаментальные закономерности развития культуры
  • Понять возможности управления культурой

В ходе экспедиций совершается попытка ответить на вопросы: Каковы признаки сильных, живучих культур? Что именно в культурах (компании, партнеров, клиентов) должно быть взято нами для понимания обстоятельств успешной деятельности? Каковы отношения между культурой и процессами нашего развития? Какие культуры в современных компаниях создают мощную силу движения сотрудников к успеху? Как переносить знания и опыт через границу культур?Каковы действительные свободы человека и организации, находящихся внутри культур? Что действительно можно менять в культурах и как можно изменять культуры, развивая их и себя внутри них?Каковы особенности культуры как ресурса развития организаций?

Каждый новый день путешествия подобен новой странице в постижении этой «второй природы» человечества. На этих страницах пишется примерно так… «Культура как игра», «Символический подход к пониманию культуры», «Культура как живое», «Культура как система», «Свойства Культур», «Культура как объект управления» и другое.

Курс разработан впервые в 2012 году и с тех пор существенно изменен. Экспедиция прошла по странам Западной Африки — Бенин, Того, Гана. Затем были Япония и Папуа.

Список участников экспедиций собирается задолго до их старта. Относительно готовящихся экспедиций можно наводить справки…

8

© 2017 Андрей Теслинов // Дизайн и поддержка: GoodwinPress.ru