< О потенциале эстетики бизнеса | Андрей Теслинов

О потенциале эстетики бизнеса

Примеры длящегося десятилетия показывают, что не только «некрасивые самолеты не летают» (А.Н. Туполев), но не «летают» некрасивые смартфоны, спутники, автомобили, велосипеды, государственные решения… Создание даже сложных промышленных установок  без «художественного конструирования» уже считается моветоном. А что же бизнес? И каковы действительные возможности обращения к бизнесу со стороны Прекрасного? Можно ли размышлять о «физическом значении» Прекрасного или оно — лишь предмет наслаждения?  Судя по тому, сколько средств расходуют крупные компании на «украшение» своих продуктов, эстетика становится одним из ключевых факторов успеха. Но хорошо бы понять — отчего так?

img_7229

Ответ может быть полным лишь в философской постановке, если состоится обращение к работе трансцендентного в нас. Если состоится исследование того, что выходит  за пределы опыта (по Канту), но возвращенного нам в рефлексии. Попытка ТАК посмотреть на прекрасное, на прекрасное в деятельности, образующей ядро жизни «по-человечески», не новая. Но и не простая. Она  может быть удачной лишь при удержании внимания на отношении незаметного в ежедневной практике (мыслимо-чувственного, «тонкого») к явному (по-деловому заметному,  «грубому»). Теперь понятно, что приближение к такой возможности стоит начать с осознания первых и относительно простых фигур трансцендентного — структур деятельности. Бизнес пользуется структурами, опирается на них, можно сказать — тотально зависит от них. Это структуры распределения полномочий (самые явные), структуры процессов, структуры принятия решений, структуры потоков,  структуры целенаправления, целеустремления (это все разное) и другие. Их надо уметь находить и воплощать…  много и разных.

За ними могут открыться менее понятные и заметные «трансценденции» — принуждающие и одновременно окрыляющие нас и компанию «рычаги» культуры. Это ритуалы, символы, ценности, игры, отношения между сакральным в компании и рутинным, готовность к «вертикальным» обновлениям (есть еще и «горизонтальные»), эволюционные «болезни» передовой элиты и многое другое, что может обнаружиться лишь взглядом, «вооруженным культурным способом бытия». Различение всего этого приоткроет главные возможности культуры — влиять на жизненные силы компании (человека, общества).

И уже после этой «тренировки» мышления можно делать попытку понять «физические» законы эстетики. Например, как и почему прекрасное оживляет наше дремлющее сознание? Почему обнажает скрытые ценности людей? Когда восходит над функциональным, обогащая его новым содержанием? Как «вытягивает» нас к новому пониманию сложившегося и утонувшего в сложном? Как «расщепляет» планы привычного, показывая невидимые до того возможности?

Наверное, возможны и другие пути понимания сил, исходящих от работы с «тонким» в любой деятельности. Но эта «дорожка» опробована. Первый шаг состоялся десять лет назад в первой экспедиции ЖИВАЯ ПАРАЛЛЕЛЬ. Потом были другие…  Наиболее  интересный опыт состоялся летом в компании, созревшей Духом для обращения к трансцендентному для усиления своей деловой практики. Он укрепил уверенность в полезности сделанного. Теперь можно предлагать. Это мастерская с названием: «СТРУКТУРА —  КУЛЬТУРА — ЭСТЕТИКА бизнеса. Три ступени усиления возможностей«.

Один из первых разговоров об этом состоялся в Вильнюсе, в удивительном месте, будто бы специально созданном для торжества прекрасного. Это храм тишины, глубины и эстетики литовской компании «Тегра» — InTegra House. Судя по всему, это сам по себе  редкостный пример эстетики живого сознания руководителя компании  Ринардаса Года  и серьезного корпоративного союза — обиталище возможностей доверительной интеграции личных пространств сотрудников и друзей компании.

 

 

 

© 2018 Андрей Теслинов // Дизайн и поддержка: GoodwinPress.ru