< Кто заказчик культуры? | Андрей Теслинов

Кто заказчик культуры?

Зачем знать культуру? Этот вопрос так же забавен, как и вопрос «зачем знать себя?» Разумеется, чтобы понимать возможности и последствия «употребления» себя в тех ситуациях, которыми разворачивается для нас жизнь. Но кто это тот в нас, который по-разному нас же и употребляет?

Но еще интереснее  спросить так: а зачем? Зачем понимать эти возможности и последствия? При всех вариантах ответов на этот вопрос последним будет такой – чтобы жить с нарастающей жизненной силой. И только после того, как это условие выполнено, возможны все другие вариации – для удовольствия, для счастья, для радости, для успеха, для детей…

Кстати, с возникновения в живом мире вопроса «зачем?» и началась эпоха культуры. С этого момента мы творим ее, а она – нас. И там, где это творчество наполняет силами «паруса» нашей жизни, там расцветают удовольствие, счастье, радость и все другое.

Так, зачем знать культуру?

И теперь удивительно, что сознание этих обстоятельств приходит медленно, пробиваясь через обычные жизненные процессы. Правда, громкие события нашего времени не дают ему (сознанию) покоя. Это беженцы, бессильная к нашествию Европа, однополо-бездетные браки белых при взрывной рождаемости Азии и Африки, нефтяные сговоры, убаюкивающий субъектность масштабный государственный PR, просыпающееся сознание растворяющихся наций, размывание самого понятия «нация и многое другое. Все это будит живое вопрошание. И хочется понять:

  • Каковы объективные основания, корни культур?

  • Что такое культура по сути?
  • В каком отношении находятся такие свойства культур как «сильная», «живучая», «устойчивая», «адаптивная», «неизменная», «конкурентоспособная» и схожие другие?
  • Каковы внешние признаки сильной организационной культуры?
  • Каковы особенности взаимодействия культур?
  • Каковы возможности культур для развития компаний?
  • В чем состоят развивающие противоречия  культур?
  • Куда развиваются культуры?
  • Как управлять развитием организаций инструментами культуры?
  • каковы они — эти инструменты?

В современной культурологии добротных ответов на эти вопросы нет. И тем более, их нет в менеджменте даже при обилии книг и рекомендаций по лидерскому поведению. Поведение – это периферия, следствие культур. Ядро их находится совсем в другом месте.

Почему все это начинает волновать руководителей компаний? Разумеется, не всех, но… все же?

Прагматика постижения культур состоит в том, что это позволяет понять природу их живучести. Зачем? Чтобы создавать и поддерживать живучесть компаний «культурными» средствами. По сути организации – это рукотворные культуры, которые позволяют или не позволяют им двигаться к своим целям. Есть надежда, что понимание объективных корней организационных и любых других культур позволит преодолеть слабые формы менеджмента, оперирующего процессами без сознания главных признаков их успешности.

В ходе серии исследовательских экспедиций по разным странам, городам, организациям разработан небольшой образовательный курс —  мастерская КУЛЬТУРА КАК РЕСУРС РАЗВИТИЯ И УПРАВЛЕНИЯ.

Мастерская носит исследовательский характер.

И надо признать, что всякое исследование – это риск. Риск не подтвердить гипотезы, не объяснить феномены, увлечься простотой… . Самым сложным обстоятельством в культурологическом исследовании является то, что оно проводится людьми. То есть, исследователями, находящимися во власти «своих» культур. А поскольку «местом» существования культур является дистанция между нашим культурно сформированным «Я» и всем «Другим», то никогда это исследование не может быть сделано «чистыми» сознаниями. Все они «окрашены» влиянием тех культур, в которых вырастали.

Однако, понимать себя все же как-то надо?! Мастерскую организует ОШБ

Так, кто Заказчик культуры?

8

© 2018 Андрей Теслинов // Дизайн и поддержка: GoodwinPress.ru