< К освоению концептуальных методов | Андрей Теслинов

К освоению концептуальных методов

Образовательный курс, который прежде назывался «Концептуальный анализ сложных предметных областей» изменил название. Понадобилось почти десять лет ведения курса, чтобы вернуться к его исходному замыслу.

Короткая справка

Курс создавался по велению души и инициативе партнеров из С. Петербурга в 2008 году. Он мыслился как интеллектуальная площадка, прежде всего,  для руководителей, для освоения ими  прагматики искусства мышления в понятиях. В центре намерений стояло желание помочь освоить особенный тип мышления, способного открывать проходы к неопределившемуся, неясному, запутанно-непонятному, неизвестному. Примерно такой представлялась проблема управления усложняющейся реальностью создателям концептуального научно-технического направления (Направления), во главе которых стоял Спартак Петрович Никаноров. Они ставили перед собой задачу, которую в начале 70-х мало кто мог помыслить – создать инструментарий, который позволял бы технологично создавать, удерживать, контролируемым образом развивать и «отжимать» предельно ясные представления о чем бы то ни было сложном. Разумеется, чтобы сметь управлять им.  Причем, эти объекты должны быть, действительно, сложны –  содержать не менее 500 неопределенных до конца понятий одновременно.

Следствием этого и ныне грандиозного по замыслу проекта стало появление полноценного аппарата для преодоления сложности. Аппарат включает в себя логические, системные, математические, философские, лингвистические и ряд других методов и правил интеллектуальной деятельности. Общим признаком  проблем, для решения которых пригоден этот аппарат, можно назвать следующий: «это проблемы, относительно которых еще даже не ясно как их понимать и ставить, чтобы решать».

С.П. Никаноров занимался инженерными задачами создания и управления техническими и организационными системами. Соответственно, Направление тоже приобрело «техническое» имя – «Концептуальный анализ и проектирование систем организационного управления». С тех пор все образовательные программы в Направлении строились в логике этой формулы. Наиболее оправданным это было и остается для студентов технических специальностей, для студентов физтеха, осваивающих специализацию с аналогичным именем. Однако, для взрослых людей, уже включенных в бизнес и в другие чрезвычайно разнородные деятельности, запрос к освоению концептуальных методов и технологий изменился – он вышел за границы сугубо инженерных задач.

О динамике задач концептуального уровня

Уже многим понятно, что деловая практика развивается существенно быстрее образовательных программ. В условиях рыночной экономики, усложнения задач бизнеса, государственного управления, в условиях обострения проблем понимания процессов общественного, гуманитарного характера инструментарий концептуальных технологий  расширил область своего применения. Сугубо инженерные, технические задачи дополнились задачами овладения политической, социальной, культурной сферами бытия. Концептуальная работа в этих сферах приобрела ряд особенностей. Так, например, в этих областях концептуальные проекты почти никогда не доходят до своего «технического» завершения. Во многих случаях от них вполне достаточно быстрого, срочного «разгона тумана неясности», чтобы «владельцы» концептуальных проблем могли действовать, двигаться в своей практике дальше. И теперь поле задач концептуального уровня представляет собой чрезвычайно разнородную среду.

Вот несколько примеров проектов из опыта деятельности, в которых лучше других срабатывают и кое-где уже сработали концептуальные методы:

  • Разработка брэнд-концепции компании;
  • Переопределение понятий, изживших прежнее или еще не сформировавших свое новое содержание (например, бизнес-модель, способ деятельности, цивилизация, целое, победа, конфликт, цифровая отрасль экономики, кластер, и др.)
  • Определение концептуальных границ школы практической психологии;
  • Разработка концепции и направлений развития компании;
  • Концепция экспертизы хода реализации государственной программы.
  • Построение архитектуры бизнеса для автоматизации его процессов;
  • Разработка имиджевой политики компании;
  • Анализ и расчистка проблем корпоративного управления бизнес-единицами с разнородной степенью зрелости;
  • Разработка технологии управления деятельностью с размытыми границами;
  • Разработка стратегии развития компании;
  • Разработка концепции Корпоративного университета  компании;
  • Разработка концепции и стратегии предвыборной компании;
  • Разработка пространства решений по противодействию деструктивному поведению конкурента;
  • Концептуальное различение оргформ профессионального обучения и образования;
  • Синтез системы принципов этичного партнерского поведения;

Анализ этих примеров подталкивает к некоторому изменению содержательного замысла образовательной программы для взрослых людей, погруженных в активную деловую практику.

Решение

Эти и ряд других обстоятельств позволяют понять, что в центр овладения возможностями концептуальных методов взрослыми людьми должно быть поставлено освоение не только и не столько «инженерии» оперирования понятиями, но сам тип особенного мышления. И если это состоится тогда окажутся доступными и концептуальный анализ, и концептуальный синтез, и концептуальное проектирование сложных систем. Более того, само мышление происходит в виде анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования и обобщение. Это означает, что получат развитие навыки использования этих операций. Однако, максимальная конструктивность их достигается лишь при принудительном «включении» мышления особенного типа – мышления в понятиях.

Именно этому и посвящается курс, который теперь будет называться так: КОНЦЕПТУАЛЬНОЕ МЫШЛЕНИЯ сложной реальности». Здесь под реальностью понимается любой «отрезок» любой социальной практики, который вызывает необходимость понять ее глубоко, творчески, полно и с максимально возможным разнообразием ее возможностей.

Структура курса и его содержание меняются не существенно, поскольку развитие мышления и было его предметом до настоящего времени. Но программа усиливается в той части, в какой это может поспособствовать не только «запоминанию» приемов и техник изготовления концептов, но самого мышления оснований такой возможности.

Предложение исследователям «по жизни»

Это сообщение можно рассматривать как приглашение к освоению серьезного и глубокого предмета, способного положительно повлиять на мощность  интеллектуальных усилий.Позвольте вовлечь Вас в наиболее прогрессивную на сегодняшний день практику и культуру преодоления сложного – в технологию концептуального мышления!

Из десятилетнего опыта ведения курса понятно, что это не только выход к методам и технологии концептуального анализа и проектирования систем, но и возможность ублажить вкус к тонкой работе с понятиями, с идеями, со смыслами. Это непременно ведет к воплощению в практику высоких абстракций и к овладению “управлением через концепты”.

Курс ведется один раз в год на площадке МАСТЕРСКОЙ КОНЦЕПТУАЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ (Москва).

Полагаю, образовательная программа интересна тем, что, развивая мышление, она ставит и совершенствует конкретные навыки задействования методов понимания и прояснения практических концептуальных проблем участников. Это открывает дорогу, например, к профессиональной разработке концепций различного назначения. Именно этим занимаются теперь и выпускники Программы в Научно-производственном объединении «КОНЦЕПТ» и в ряде других организаций.

Подробнее об условиях участия…

По отзывам, все это помогает освоению «тонких» аналитических способностей, позволяет технологично работать со смыслами, развивает практику управления и бизнеса в сложных областях деятельности, которых становится все больше.

Резонный вопрос, который обычно возникает в ответ на подобное приглашение таков – когда первые результаты начнут работать? Понятное дело, это индивидуально! Но обучение построено так, чтобы все работало сразу же, с первых занятий. «Беритесь» за свои собственные задачи и примеры и решайте их концептуальными методами. Ведущий и группа будут помогать Вам в этом.

Есть и долгосрочный эффект. Он глубокий и не простой. Некоторые меняют образ жизни, хотя это вовсе не обязательно. Но от новых различений мышление и отношение к происходящему меняются. Тут надо бы осторожнее!

Проф. Андрей Теслинов

© 2024 Андрей Теслинов // Дизайн и поддержка: GoodwinPress.ru