< Подход к подходам к взрослому образованию | Андрей Теслинов

Подход к подходам к взрослому образованию

Об исчерпании компетентностного подхода к образованию взрослых уже громко говорят, однако пока еще не очень внятно. Основания для сомнения в нем еще не серьезны, поскольку строятся на внешних признаках неудовлетворенности образованием вообще. Эти сомнения отражают, скорее, удивление и обиду на фундаментальный разрыв. Это разрыв между убегающим далеко в Неизвестное мир вместе с новыми профессиональными задачами и отстающие компетенции обучающихся людей. Однако, постепенно сомнения укрепляются и становится ясно, что…

  • Компетенции как нормы образования возникают с сильным опозданием от реальности, а в ходе самого образования отстают безнадежно. Они рождаются в догоняющей логике мышления, то есть, всегда сзади. Форсайты почти никак не помогают «догнать» и уж, тем более, «обогнать» динамику профессий;
  • Действующие способы хозяйствования пленят мышление разработчиков образовательных программ. Они объективно рождаются «по подобию» наличных моделей бытия. Хорошее объяснение этому было у С. Вивекананды: «Если бы корова придумывала себе Бога, она придумала бы его в виде Коровы»;
  • Ни один курс, ни одна образовательная программа не может точно создать заявленные в ней компетенции;
  • Ни одна система тестов и аттестаций не может проверить точность созданных, «образованных» компетенций. И уж совершенно безнадежно «измерить» так называемые “soft skills”, которые могут проявиться лишь в “super hard contexts”.

Словом, компетентностный подход перестает служить усилению токов жизни и увеличивать способности взрослых людей перерабатывать его сложность. Он все отчетливее проявляет созревшие противоречия, которые должны быть сняты в новых формах образования. Они активно подталкиваются нынче, в том числе, и «властью цифры». С 1596 года, с появления термина «компетенция» уж очень много «воды утекло». А что взамен?

Ну, конечно же, пустоты заполняются! Почти невостребованным «лежит» огромный пласт открытий, сделанных в глубинных структурах человеческого поведения и нашими соотечественниками, и «не нашими». Еще не освоен в полной мере деятельностный подход к образованию – он не тождественен компетентностному. Не развернут проблемный подход и другие. Эти обстоятельства усугубляются тем, что сам концепт «подход к образованию» редкостно размыт. То есть подход к подходу в подавляющем большинстве образовательных практик не сознается.

Подход к образованию надо понимать как «отношение к обучающемуся взрослому, взятому в образование, воплощенное в технологии». Так, в компетентностном подходе взрослый взят как НЕЗАПОЛНЕННАЯ МАТРИЦА (матрица «незнания — неумения – неспособности…»). Это очень слабое отношение. Существенно сильнее, когда он взят как РЕШАТЕЛЬ ПРОБЛЕМ. Весьма конструктивно было бы взять его как ТРАНСФОРМАТОР СЛОЖНОСТИ. Лучше – как ЛИЧНОСТЬ. И совсем уже сильно — как саму себя развивающую КУЛЬТУРУ Над каждым таким отношением с необходимостью расцветает технология образования. А за нею – его плоды.

Обо всем этом пойдет речь в мастерской «Подходы к образованию развивающего типа». Здесь конструктивные подходы будут публично и на практике исследованы в их отношению к развитию.

Мастерская состоялась 29 – 30 мая (Москва). Она была организована  в партнерстве с Компанией АМПЛУА – инициатором умных процессов на рынке HR- технологий и услуг.

© 2018 Андрей Теслинов // Дизайн и поддержка: GoodwinPress.ru