Хорошие учебники для взрослеющих и взрослых
Двухдневная мастерская для преподавателей, андрагогов, тьюторов, разрабатывающих учебные пособия и учебники для обучающихся взрослых и быстро взрослеющих студентов.
В вузовском образовании и на других молодежных образовательных “площадках” стремительно меняется “предмет образцевания”. Многие студенты приходят в аудитории уже повзрослевшими. Остальные – думают, что уже взрослые. Как бы ни было, у многих уже есть либо свой опыт взрослой жизни, либо опыт родителей и друзей, либо опыт многих сред, в которые они “включены”.
Теперь их образование происходит почти так, как это в начале 70-х открыли основатели андрагогики (“недирективного образования”): они учатся эпизодически, имеют свою “я-концепцию”, пренебрегают общей теорией, читают мало, удерживают лишь актуальное да еще и мыслят экранами. Разумеется, это не самые главные признаки взрослых в образовании – это лишь особенности их поведения в аудиториях. Главное, другое – их не детская роль в культуре.
Но изменились не только они, но и сам Дух времени. Это:
- Утрата идей спасения человека посредством справедливого общественного устройства
- Переход к осознанию уникальности каждой отдельной личности, ее неповторимости и необходимости развития
- Изменение роли науки: от знания фундаментального – к знанию ситуативному, необходимому “здесь, теперь и завтра”
- Движение образования от «глубокого» к «широкому»
- Отсутствие авторитетных направлений развития образования – все «школы» одинаковы в конкуренции за лидерство и другое, хотя и обладают разными ресурсами позиционирования самих себя.
В этих условиях студентам теперь требуются другие учебники, нежели те, по которым учились учителя. И не так важно – будут ли они бумажными или цифровыми. Разумеется, разница между ними есть. Существеннее то, что они должны быть технологически другими. Но какими?
Первый опыт публичного размышления на этот счет и практики создания таких учебников состоялся в треках развития преподавателей ТюмГУ. Состоялась мастерская: “РАЗРАБОТКА ХОРОШИХ УЧЕБНИКОВ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ”.
Эта мастерская является продолжением диалога об “ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТОВ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ”. Иначе и не могло бы быть, поскольку для развивающего образования должны быть и развивающие учебники. Опыт удачный и готовый к расширению.