< Хорошие учебники для взрослеющих и взрослых | Андрей Теслинов

Хорошие учебники для взрослеющих и взрослых

В вузовском образовании и на других молодежных образовательных «площадках» стремительно меняется «предмет образцевания». Многие студенты приходят в аудитории уже повзрослевшими. Остальные — думают, что уже взрослые. Как бы ни было, у многих уже есть либо свой опыт взрослой жизни, либо опыт родителей и друзей, либо опыт многих сред, в которые они  «включены».

Теперь их образование происходит почти так, как это в начале 70-х открыли основатели андрагогики («недирективного образования»): они учатся эпизодически, имеют свою «я-концепцию», пренебрегают общей теорией, читают мало, удерживают лишь актуальное да еще и мыслят экранами. Разумеется, это не самые главные признаки взрослых в образовании — это лишь особенности их поведения в аудиториях. Главное, другое — их не детская роль в культуре.

Но изменились не только они, но и сам Дух времени. Это:

  • Утрата идей спасения человека посредством справедливого общественного устройства
  • Переход к осознанию уникальности каждой отдельной личности, ее неповторимости и необходимости развития
  • Изменение роли науки: от знания фундаментального – к знанию ситуативному, необходимому «здесь, теперь и завтра»
  • Движение образования от «глубокого» к «широкому»
  • Отсутствие авторитетных направлений развития образования – все «школы» одинаковы в конкуренции за лидерство и другое, хотя и обладают разными ресурсами позиционирования самих себя.

В этих условиях студентам теперь требуются другие учебники, нежели те, по которым учились учителя. И не так важно — будут ли они бумажными или цифровыми. Разумеется, разница между ними есть. Существеннее то, что они должны быть технологически другими. Но какими?

Первый опыт публичного размышления на этот счет и практики создания таких учебников состоялся в треках развития преподавателей ТюмГУ.  Состоялась мастерская: «РАЗРАБОТКА ХОРОШИХ УЧЕБНИКОВ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ».

Эта мастерская является продолжением диалога об «ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТОВ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ». Иначе и не могло бы быть, поскольку для  развивающего образования должны быть и развивающие учебники. Опыт удачный и готовый к расширению.

© 2019 Андрей Теслинов // Дизайн и поддержка: GoodwinPress.ru