< Андрагогика развития | Андрей Теслинов

Андрагогика развития

В Мастерской концептуального мышления идут исследования и ведется практика глубокого погружения в предметную область  – развивающее образование взрослых. Этот   проект ведется под названием АНДРАГОГИКА РАЗВИТИЯ.

obrazЕсть несколько мотивов к этой деятельности:

  • Уже у многих  возникает понимание, что в современном виде андрагогика  почти не дает прироста качеству образования. Будучи выведенной из педагогики (педагогика – образования детей), она лишь уточняет особенности поведения взрослых в аудитории. Взрослый в ней “взят” психологически. Этот взгляд на взрослого не создает новых смыслов его образования, а лишь уточняет дидактику.
  • Представление о развитии взрослого человека добросовестно перенесено в андрагогику из детства, от А. Н. Леонтьева, Л.С. Выготского, В.В. Давыдова и других, которые глубоко поняли растущего ребенка, но не занимались взрослым.  И теперь он выглядит как переросшее дитя, все еще подтягивающееся для того, чтобы кем-то стать (профессиональная подготовка) и только потом – быть. По-прежнему главная забота его – освоение культурного опыта, созданного с кем-то. Следуя этой традиции взрослые люди останутся детьми, которые так и не смогут “навсегда отказаться искать решения в записях учителя”. И хотя развитие – по-прежнему загадка для наук, но и этот занавес уже приоткрывается. Туда необходимо смотреть с пристрастием, чтобы понять развитие взрослого человека.
  • Компетентностная идея, преобладающая нынче в андрагогике, захлестнула живую мысль, отчего новым нарастающим подходам к образованию почти не возможно пробиться к свету. Как уже многие понимают, не существует отчетливых способов заполнения матриц компетентности, на которые нынче “разбит” взрослый человек. Из матриц он никак не собирается в живого субъекта своего настоящего и будущего. Многие это понимают, но продолжают впихивать взрослого человека в шаблоны-стандарты компетентностей и ставить оценочки в таблички с навыками, знаниями и умениями. И плодятся тренинги, тренинги тренеров, тренинги для тренеров тренеров…  А уже есть и другие подходы к образованию. И должны появляться новые – мир движется в Неизвестное с ускорением.
  • А еще есть убеждение, что ломоносовская формула “Могущество России Сибирью прирастать будет” уже не верна. За триста лет после ее появления Сибирь по-прежнему остается безлюдной бездорожной пустыней с островами-городами и нефтянками, с недостроенными магистралями и уже некоторыми закрытыми для россиян китайскими территориями. Могущество России дальше может прирастать лишь образованием людей, чьими умами и руками будет сохраняться и расцветать и Сибирь, и Урал, и Крым, и космос над Россией.

Уже состоялись опыты, в которых созревало представление о взрослом как о развивающейся культуре. Этот взгляд существенно меняет и содержание образование, и способы его освоения.

АНДРАГОГИКА РАЗВИТИЯ…  делается как полноценный образовательный курс.

Программа всего курса сейчас выстроена из трех больших блоков, которые будут вводиться в действие постепенно.

До сих пор развернулся лишь  базовый блок смыслов и практик. Но готовы к запуску и другие.

В первом погружении в АНДРАГОГИКУ РАЗВИТИЯ состоялось несколько мастерских (очных встреч), диалогов в интернет-пространстве, индивидуальных практик и многое другое. Они будут повторяться, поскольку состоялось тольео первое прикосновение к теме.  В каждую мастерскую можно входить независимо от предыдущих посещений. Однако, целостная картина возможностей развивающего образования взрослых все же выстраивается всей программой.

Полагаю, все это должно быть интересно участникам и организаторам образовательной деятельности взрослых; авторам -разработчикам образовательных систем для взрослых; тьюторам, преподавателям различных образовательных программ и курсов для взрослых, находящихся в профессиональном и личностном развитии. Для вас развернется процесс, способный помочь “взять” высоту, с которой откроется вид на действительные развивающие траектории образования взрослых.

Поскольку курс экспериментальный, то надо быть готовым к его экспериментальному характеру. Это означает лишь то, что от всех потребуется внимание к аргументам, которые будут приводиться в доказательство андрагогики развития. Занятия будут проходить разнообразно, но всегда с обоснованием смыслов.

Пусть у Вас найдется время для умных бесед и для знакомства с новым знанием и опытом.

8

© 2024 Андрей Теслинов // Дизайн и поддержка: GoodwinPress.ru