О душе взрослого образования
По всем признакам образование взрослых растерялось в разнообразии новых возможностей, которые пришли вместе с развитием медиасферы, вместе с корпоративными запросами на тренинги по продажам… и подзабыло свое назначение. Дело это обычное для культуры, передовым инструментом которой оно является.
Как и все на свете, культура движется противоречиями. В нашем случае это противоречие между сакральным смыслом назначения образования взрослых и его изношенными формами. Известно же, что движение от одного края этого противоречия к другому непременно когда-то оборачивается вспять. Это то самое явление, который Ю. Лотман называл “волнами синкретичности”, волнами потери и обретения целостности и нерасчлененности смыслов.
Уже видится как обилие разросшейся бессмыслицы в образовании взрослых и тиражирование одних и тех же текстов об особенностях обучения взрослых приближают очередную волну оздоровления андрагогики. Ее признаки уже заметны в публичных оценках качества существующей системы образования. Ее силы уже созревают в дискурсах в аудиториях и лабораториях. Все это признаки интереса понять Душу образования взрослых и быстро взрослеющих, которое приводит не к подтягиванию их к стандартам компетентности, а к развитию.
Понимание Души – это всегда метафизика, ведь Ее нельзя увидеть, а можно только помыслить, почувствовав. Помыслить душу андрагогики есть попытка найти точку опоры суждений как условие удержания ее целостности и самого существования. И это уже происходит… Скажем, уже в XVIII веке в «Критике чистого разума» Иммануил Кант определил механику выведения ребенка к совершеннолетию. Это самостоятельность мышления. Все остальное может быть как у детей – игры, освоение навыков через повторения, запоминание текстов и правил успешного поведения, копирование примеров чужого успеха и многое другое. Переход к самостоятельности мышления – это революция, преобразующая ребенка во взрослого человека. Образованию взрослых ей бы и надо служить.
Если по подобию Канта попытаться провести «Критику современной андрагогики», то выйдет примерно так:
- Взрослый в андрагогику взят психологически. Это помогло когда-то уточнить техники обучения. Но он не взят культурологически. Это лишает нас возможности определять «взрослое содержание образования».
- Развитие взрослых определено наивно, не связано со способами осмысленного продолжения культуры. Теории развития взрослого человека не существует. В отсутствии ее без оснований используется представление о развитии детей.
- Базовая формула образования перетянута из педагогики без смысла – «Образование = обучение + воспитание + развитие» здесь не верна. Обучение – это для подтягивания до нормы. Воспитание как формирование личности для подготовки её к участию в общественной и культурной жизни по отношению к взрослым вовсе не имеет смысла. Образование взрослых – это только про развитие. Это только андрагогика развития.
Словом, взрослый в андрагогике оставлен как ребенок – он по-прежнему только тужится, чтобы быть, вместо того, чтобы став, действовать. Но…
- Взрослый – это вовсе не тот, который занимается трансляцией культурного опыта. «Мельница» культуры это делает без него.
- Это тот, который в потоке культурного наследования создает новые гены и передает следующим поколениям непременно здоровые из них. Профессионально изготовленные гены, останавливающие последующую жизнь, это совсем не то, что нужно от взрослого.
- Образование взрослого – инструмент культуры, предназначенный для вспоможения ей в продолжении и развитии себя самой.
- В исполнении этой функции взрослый выступает в трех ролях: 1) он как субъект образования 2) он как субъект развития 3) он как субъект культуры. Все это разное, и если одна из ролей не исполняется, то образование было напрасно.
- Только все эти роли вместе делают из взрослого человека того самого, о котором, возможно, мечтал Кант – осмысленно, с помощью самостоятельного мышления работающего с Неизвестным, выбирающего из него то, что необходимо для развития культуры и через нее – продолжение жизнью самой себя.
Дискурсы продолжаются.