< Контекстный подход к образованию взрослых | Андрей Теслинов

Контекстный подход к образованию взрослых

Двухдневная мастерская для преподавателей, андрагогов, тьюторов

В экспериментальном образовательном курсе АНДРАГОГИКА РАЗВИТИЯl-11 состоялась встреча с  освоением и экспериментальным конструированием среды для воплощения контекстного подхода к образованию взрослых. Состоялось знакомство с концепцией мирового уровня, как можно было бы сказать, “из первых рук”.

Ведущим мастерской был автор концепции “контекстного образования” академик РАО, доктор психологических наук, профессор Андрей Александрович ВЕРБИЦКИЙ (ушел в 2021 году). При широкой известности его работ и его открытости к диалогам послушать его полноценный и свободный рассказ о существе красивой и содержательно богатой идеи представляет собой большую редкость и роскошь.

Состоялись ответы на наиболее запутанные вопросы о существе взрослого образования:

  • Как психологически происходит переход от учебной деятельности к практической?
  • Как это происходит не путем “выключения разума”, как это заложено в базовом фундаменте тренингов и других навыковых практиках, а с “включенным и ясным сознанием”?
  • Каковы механизмы и условия превращения познавательной мотивации в профессиональную?
  • В чем сущность контекстного подхода к образованию с позиций соотношения понятий «информация» и «знание», «значение» и «смысл»?
  • В чем трудности и барьеры на пути перехода от профессиональной деятельности к познавательной и наоборот?
  • Каковы закономерности становления нового во взрослом человеке?

Эта мастерская продолжила линию практик, воплощающих абстракции базовых, концептуальных идей образования взрослых развивающего типа. Поэтому цели  прагматичны:

  • Понять условия возникновения идеи контекстного обучения;
  • Понять отличительные признаки контекстного подхода к образованию взрослых;
  • Освоить базовый инструментарий подхода;
  • Получить опыт проектирования образовательных событий, построенных на основе контекстного подхода;
  • Понять возможные направления развития подхода.

Это полезно авторам-разработчикам образовательных курсов и программ для взрослых; тьюторам, преподавателям различных курсов профессионального обучения; организаторам обучения взрослых развивающего типа.

Вот основные смысловые линии, по которым  развернулся диалог:

  • В чем суть контекстного подхода к образованию?
  • Какие контексты необходимо конструировать для образования развивающего типа?
  • Как осуществляется целеполагание при реализации контекстного подхода?
  • Каковы возможности, преимущества и трудности воплощения идеи контекстного обучения?
  • Каковы границы контекстного подхода в образовании развивающего типа?

Сессия развернулась в форме групповых упражнений с пронизывающей рефлексией происходящего.

Опыт может быть публично повторен и развернут в виде полноценной мастерской

Принцип Мастерской – концептуальная ясность!

8

© 2024 Андрей Теслинов // Дизайн и поддержка: GoodwinPress.ru