Контекстный подход к образованию взрослых
Двухдневная мастерская для преподавателей, андрагогов, тьюторов
В экспериментальном образовательном курсе АНДРАГОГИКА РАЗВИТИЯ состоялась встреча с освоением и экспериментальным конструированием среды для воплощения контекстного подхода к образованию взрослых. Состоялось знакомство с концепцией мирового уровня, как можно было бы сказать, “из первых рук”.
Ведущим мастерской был автор концепции “контекстного образования” академик РАО, доктор психологических наук, профессор Андрей Александрович ВЕРБИЦКИЙ (ушел в 2021 году). При широкой известности его работ и его открытости к диалогам послушать его полноценный и свободный рассказ о существе красивой и содержательно богатой идеи представляет собой большую редкость и роскошь.
Состоялись ответы на наиболее запутанные вопросы о существе взрослого образования:
- Как психологически происходит переход от учебной деятельности к практической?
- Как это происходит не путем “выключения разума”, как это заложено в базовом фундаменте тренингов и других навыковых практиках, а с “включенным и ясным сознанием”?
- Каковы механизмы и условия превращения познавательной мотивации в профессиональную?
- В чем сущность контекстного подхода к образованию с позиций соотношения понятий «информация» и «знание», «значение» и «смысл»?
- В чем трудности и барьеры на пути перехода от профессиональной деятельности к познавательной и наоборот?
- Каковы закономерности становления нового во взрослом человеке?
Эта мастерская продолжила линию практик, воплощающих абстракции базовых, концептуальных идей образования взрослых развивающего типа. Поэтому цели прагматичны:
- Понять условия возникновения идеи контекстного обучения;
- Понять отличительные признаки контекстного подхода к образованию взрослых;
- Освоить базовый инструментарий подхода;
- Получить опыт проектирования образовательных событий, построенных на основе контекстного подхода;
- Понять возможные направления развития подхода.
Это полезно авторам-разработчикам образовательных курсов и программ для взрослых; тьюторам, преподавателям различных курсов профессионального обучения; организаторам обучения взрослых развивающего типа.
Вот основные смысловые линии, по которым развернулся диалог:
- В чем суть контекстного подхода к образованию?
- Какие контексты необходимо конструировать для образования развивающего типа?
- Как осуществляется целеполагание при реализации контекстного подхода?
- Каковы возможности, преимущества и трудности воплощения идеи контекстного обучения?
- Каковы границы контекстного подхода в образовании развивающего типа?
Сессия развернулась в форме групповых упражнений с пронизывающей рефлексией происходящего.
Опыт может быть публично повторен и развернут в виде полноценной мастерской
Принцип Мастерской – концептуальная ясность!