Организация развивающего образовательного пространства
Эта двухдневная мастерская – результат исследования и конструирования пространства, в котором бы могли успешно разворачиваться развивающие образовательные технологии для взрослых (проект Андрагогика развития). Речь идет о нескольких “осях” этого пространства:
1. О развивающих образовательных моделях. Состоялась расчистка риторики о моделях (нынче образовательными моделями называют чуть ли не любое решение в образовании); восхождение к основаниям для построения моделей, чтобы “увидеть” хотя бы одну модель. Разумеется, все это ради того, чтобы научиться их создавать.
2. О принципах организации развивающего образовательного пространства для взрослых. Принципы – это начала. Речь шла о “началах” такого пространства, которые, как многие понимают, “заканчиваются” дидактике, в конкретных методах, средствах, формах… образовательной деятельности. Удалось “поднять” в сознании эти начала, отсеять те, которые на “работают” на развитие, укрепиться в перечне ключевых начал.
3. Об альтернативных вариантах организации образовательного процесса в Андрагогике развития. В этом разговоре удалось обосновать структуру образовательного процесса и найти основания для построения его ради развития, а не ради упрощенного накачивания матрицы компетентности взрослого человека какой-либо смесью ЗУНа (Знаний, Умений, Навыков).
В начале мастерской делается обзор обстоятельств, влияющих на решения о структуре образовательного пространства. Это для разбега мысли и выделения существенного для понимания того, что работает на развитие взрослых людей, а что просто украшает жизнь, веселя и радуя зачетками с оценками.