Развитие и управление инновациями
Мастерская “РАЗВИТИЕ И УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИЯМИ” предназначена для руководителей, которые сознают, что компании должны становиться средствами регулярного саморазвития и что для этого они должны быть как-то по-особенному сделаны:
- Они должны уметь отличать развивающие изменения от всех других;
- Им надо уметь понимать закономерное в развитии и обнаруживать признаки моментов, когда уже пора начинать перемены;
- Им нужно понимать существо инноваций как способов саморазвития, а не только способов выведения товаров на рынок;
- Они должны уметь отличать “горизонтальные” (улучшающие) инновации от “вертикальных (развивающих), чтобы не расходовать силы зря;
- Им нужно видеть основания успешной инновационной деятельности и создавать для нее особенные условия;
- Внутри них должны быть проложены “трубы” для потоков инноваций, обновляющих их облики;
- У них должно хватать инструментов для поддержки полноценной жизни новшеств от момента зарождения идей до преображения практики;
- У них должно хватать воли и ума для сложных выборов при неполноте картин происходящего.
В ходе мастерской создается добротное определение развития. Начнется оно так:
“РАЗВИТИЕ – это такое изменение, которое… “
Дальше в неслучайной последовательности будут введены те “тонкие” признаки, которые отличают развитие от всех внешне похожих на него процессов, но имеющих к нему катастрофически далекое отношение. Концепт развития, который будет выстроен в мастерской, опирается на выявленные, добытые в исследованиях устойчивые закономерности, приводящие к смене неизменного в живых целостностях. Эти закономерности можно отнести к закономерностям “большого круга“. В “малом круге” остается все то, что называют “диалектикой развивающих перемен”. “Малый круг” уже понят, опубликован и испытан в деловой практике. Его расширение происходило в экспедициях, в ходе развивальников, в исследованиях инновационных процессов на мировых площадках интенсивного творчества – в проекте ПИКАМПУС.
Речь пойдет о неявных “пружинах” развития организаций, людей, обществ, команд… и всего того, что имеет внутренний источник самодвижения. Оказывается, оно (тонкое) причудливо “вальсирует”, обрастает возможностями свободных выборов, закономерно разнообразится и “утолщает” свои слои лишь при созревших условиях. Каждая из поднятых закономерностей укажет на особенные деятельности, которые должны быть организованы, чтобы развитие состоялось. Само оно происходит медленно. А зачастую – лишь в направлении понижающих сил.
Вторая часть мастерской – погружение в инновации, в организацию развивающего пространства в компаниях на основе инноваций. Инновации рассматриваются не как средства конкурентной борьбы, не как затеи для изобретателей от экономики, а как инструменты развития. Этот взгляд замещает ослабленное, расхожее представление о них, как о внедренных новшествах с коммерческим эффектом. Разумеется, эффект этот важен. Но он может быть достигнут не только инновациями, но и успешным тиражом. Тираж развитием не является. В первую очередь инновации есть средства, каким образуются повышающие волны качества жизни эволюционирующего человечества. Предмет мастерской сложен, но тем и интересен.
Появление мастерской стало возможным при возникновении концептуальной ясности ее предмета, примеров с основаниями идей и рекомендаций.
“РАЗВИТИЕ И УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИЯМИ” – это один из модулей в образовательном проекте “ДИРЕКТОР ПО РАЗВИТИЮ“. Он может быть освоен отдельно от других модулей, хотя вместе с ними образует целое.
Принцип Мастерской – концептуальная ясность!