Первое начало развития
Анонс лекции
Развитие – наименее изученное явление живой природы, вносящее много неразберихи в суждения о нем. Чем развитие отличается от роста, от совершенствования? Всегда ли развитие означает улучшение? Какие силы толкают развитие? И куда, в каком направлении? Каковы закономерности развития? Возможно ли управление развитием? Чем развитие людей отличается от развития всего другого? Каковы условия успешности развития? И что такое успех развития? Как отличить развивающие изменения, например, организаций, от других перемен?
Тема лекции
ПЕРВОЕ НАЧАЛО РАЗВИТИЯ. Как запускается ось развивающих перемен?
Речь идет о том, как понимать и использовать источник перемен всегда совершенного живого мира.
Сценарий
- Заметные признаки первого Начала
- Первое условие развития – простая и полная формулы
- Первые и вторые следствия первого условия
- Способы запуска развивающих деятельностей
- Эстетика Начала
Сознавая, что на встречу приглашаются люди деятельностные, состоится серьезное обращение к практике использования закономерностей первого Начала.
У развивальников, которые начинаются с этого первого диалога, давняя история. Она связана с исследованиями, которые происходят в концептуальном научно-техническом направлении (Школа КАиП СОУ). Постижение развития здесь изначально было самым желанным результатом усилий аналитиков. Понять развитие означает понять законы вечного существования (индивидуумов, организаций, городов, стран, культур…) в обновлении, сулящем непрерывное (как возможно такое?) повышение качества жизни. Этим поиском охвачены многие участники концептуального направления, вовлеченные в него энтузиазмом, трудом и талантом основателя направления Спартака Петровича Никанорова.
Можно говорить о трех подходах к освоению развития, которые параллельно развиваются в Школе.
- Подход, основанный на поиске системных конструкций, создающих эффект “развития”.
- Подход, основанный на исследовании абстрактного разнообразия ступеней множеств, в совокупности определяющих развитие.
- Подход, основанный на исследовании диалектических свойств развития, которые можно было бы использовать для конструирования развивающихся организаций.
Дополняя друг друга, все эти исследования проявлены в разной степени и с разными результатами. Развивальники отражают третий подход. Большинство результатов в нем получено в ходе исследовательских экспедиций ЖИВАЯ ПАРАЛЛЕЛЬ. В первом развивальнике идет разговор о первом условии, при котором развитие возможно.
Развивальники проходят в логике «прожекторного подхода» к объективному знанию в виде управляемого дискурса «при свечах». События готовятся так, чтобы это стало интересным и полезным руководителям и исследователям, ориентированным на сознательное управление развитием себя, своих организаций и окружения.
Доставляйте себе удовольствие завершать некоторые дни в круге ясного мышления!