Культурный код организации
Двухдневная мастерская для руководителей.
Она назначается руководителям, занятым вопросами развития сотрудников, персонала, человеческого ресурса предприятия и сознающим ценность управления «тонкими» гранями долгосрочного успеха. Состоялись успешные версии этого проекта в корпоративном формате и в открытой публичной мастерской.
Что такое “культурный код” организации? Каков он? Что означает “сила культурного кода”? Из каких компонентов он образуется? Чем его измерять? И возможно ли?
Разумеется, полноценных ответов на эти и подобные вопросы не существует. Но как было бы удобно, если б они состоялись! Попытки понять культурные коды происходят, наверное, со времен Древней Греции. Именно тогда возникло, возможно, первое обозначение культурного кода – варвары. Варварами тогда звали всех “не греков”. С тех пор мир усложнился, а соблазн понять “себя” и культурно “другое” усилился. Нам необходимы быстрые различения возможностей культур, деловых культур, с которыми мы вступаем в отношения. Нам с ускорением необходимо понимать происходящее в мире людей.
Очередное усилие понять и в публичной риторике раскрыть “культурный код” организации происходит в мастерской “Организационная культура как ресурс управления и развития”. Это новый образовательный проект (мастерская и курс), набирающий интерес в кругах руководителей и свободных исследователей, сознающих роль “тонких” факторов успеха деятельности в условиях меняющейся реальности. Почему так?
Видимо, действительно, во Вселенной магистральной линией эволюции выступает тенденция к автономизации, к большей независимости от среды для всех возникающих целостностей – организаций, обществ, наций, людей. Это вектор нарастания субъектности (Гипотеза Зубова).И это закономерно – Природа вытягивается в развитие “тонкими” силами. Условием существования “грубого” является “тонкое”. Мир нуждается в таких структурах и потому движется к усложнению (Закон Эшби – Седова). А поскольку человек – вечно «незавершённое существо», то ему приходится непрерывно «доучиваться», осваивать какие-то новые, все более живучие программы, которые животные получают в готовом виде – в виде инстинктов. Этим творческим “доучиванием” создаются необычные инструменты, которых природа до появления человека еще не знала. Это пространство КУЛЬТУРЫ – смысловых инструментов овладения действительностью. Это они формируют то поведение людей, которое приводит либо к подъему духа и прогрессирующей активности, либо к упадку живых сил и исчезновению. И поэтому сводить культуру к поведению людей, не пытаясь найти его основания, подобно описанию рисунка облаков без внимания к ветру, которым они движутся.
Для тех, кто сознает эти обстоятельства и находится в поиске все более мощных инструментов успеха жизни и деятельности, возникают вопросы:
- что такое культура, каковы ее фундаментальные основания?
- каковы действительные истоки культур?
- какими средствами культуры поддерживают живучесть их “носителей”?
- каковы наиболее значимые, наиболее сильные из этих средств?
- как из них образуется “культурный код” компании?
- какие возможности открывает нам обращение к “культурным инструментам” управления деятельностью?
- каковы признаки культур с высоким потенциалом живучести организации?
- куда и как развиваются культуры (организационные культуры)?
- каковы подходы к изменению организационных культур?
Это те вопросы, на которые в мастерской даются ответы с обоснованием и возможной практикой управленческих решений о влиянии на культуру компаний и их успех.
Проект вырос на результатах исследований закономерностей развития культур в широком и узком смыслах (как организационных культур). В ходе курса появляется возможность разнообразно оценить текущее состояние культуры организации и разработать программу ее развития.
В качестве небольшой подготовки к мастерской стоит попытаться ответить, например, на такой вопрос – Кто заказчик культуры?
Принцип Мастерской – концептуальная ясность!