Программы образовательных курсов
Это короткие описания образовательных курсов, которые ведутся в “Мастерской концептуального мышления”
ДИРЕКТОР ПО РАЗВИТИЮ
Курс предназначен менеджерам, выполняющим функции руководителя развивающих проектов в компании, директора по развитию. Полезно менеджерам и аналитикам, входящим в стратегические группы и погруженным в развивающие процессы в организациях
В курсе 5 модулей. Его содержание точнее отражает его второе название: ТЕХНОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ ОРГАНИЗАЦИЙ.
Курс ведется с 2011 года с нарастающим качеством содержания и технологий овладения развитием как наиболее сложной предметной областью.
КОНЦЕПТУАЛЬНОЕ МЫШЛЕНИЕ сложной реальности
Программа для овладения мышлением в понятиях. Здесь осваиваются техники концептуального анализа явлений деловой практики и синтеза решений ее проблем. Курс и технология основаны на полувековых достижениях отечественной Школы концептуального проектирования систем организационного управления.
Особенности курса: сильная опора на способности работы с абстракциями и критическое мышление – в их отсутствие курс не осваивается; необходимость выполнения упражнений по расчистке сложных, запутанных явлений; ориентация не на приемы, а на трансформацию мышления и развитие специфической культуры мышления.
При действительном вкусе к работе с понятиями программа дает мощное приращение аналитическим возможностям. Программа создает единственную образовательную площадку для освоения концептуального мышления взрослыми
Онлайн курс “ПОНЯТИЕ О РАЗВИТИИ”
Курс назначается любознательным людям, для которых важно уметь отличать развитие от всех других процессов, в которых мы участвуем и которые создаем сами.
В курсе восемь уроков, выстроенных из разных образовательных ресурсов. Обучение предполагает полную самостоятельность в работе с ними.
Эта первая ступень овладения развитием в онлайн версии. Готовятся вторая и третья ступени. Здесь в понятной, сжатой форме отражен опыт трех исследовательских традиций:
- Результаты концептуального осмысления развития как высшего класса систем (Школа Спартака Петровича Никанорова).
- Откровения школы устойчивого развития природы и общества (Школа Побиска Георгиевича Кузнецова);
- Опыт собственного живого исследования закономерностей развития культуры в экспедициях по странам мира «ЖИВАЯ ПАРАЛЛЕЛЬ».
Собранное вместе это помогает понять:
- Чем развитие отличается от всего другого;
- При каких условиях оно может длиться, не завершаясь раньше срока;
- Как во благо можно использовать его законы.
СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К ИССЛЕДОВАНИЮ сложной реальности
Курс назначается руководителям исследовательских проектов и аналитикам с мышлением, стремящимся к конструктивному порядку в исследованиях научного типа.
Программа отражает многолетний опыт автора в освоении и применении теории систем в ее изначальной версии, не сведенной еще к схемам. Из теории систем отобрано то, что работает на понимание сложных объектов реальности. Программа существенно расширяет разнообразие способов работы с системами, включая философский и концептуальный. В центр развития образовательной практики положена исследовательская деятельность.
Курс ведется по технологии интенсивного индивидуально-командного дистанционного образования (intensive distant education), реализующей принципы андрагогики развития. Каждая мастерская представляет собой серию образовательных событий, задействующих разнообразные ресурсы дистанционной коммуникации.
Программа создана и впервые испытана в образовании команд исследовательских проектов Западно-сибирского межрегионального научно-образовательного центра.
КОНЦЕПТУАЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ в системах организационного управления
Курс назначается руководителям и аналитикам, владеющим основами концептуального мышления, и нуждающимся в технологизированных методах разработки сложных концептов.
Особенности курса: работа с аппаратными средствами концептуальных методов – родоструктурная математика и теория ступеней множеств; использование программных приложений для автоматизации концептуальных разработок; обильный практикум по разработке и синтезу концептуальных схем
Для успешного освоения программы ее участники должны обладать начальными представлениями о концептуальном мышлении и методах. Пробелы в этих областях компетенций могут помешать освоить Программу. Программу ведут несколько специалистов в области концептуальных методов. Старт программы состоялся в 2017 году.
СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД к управлению организациями
Курс назначается руководителям и аналитикам с мышлением, стремящимся к порядку и к упрощению сложного. Полезно действующим менеджерам среднего и верхнего уровней управления компаниями, занятым разработкой, поддержкой и развитием организаций как систем организационного управления. Очень полезно Разработчикам систем и системно ориентированным управленцам.
Системы осваиваются как объяснения классов различных явлений бизнеса. С помощью систем решаются проблемы, а не рисуются картинки ситуаций. Системы служат здесь пониманию сложного через простое. В центре практики системного подхода – развитие организаций.
Курс состоит из трех модулей с полноценной поддержкой освоения основных компетенций. Длительность программы – 1,5 месяца.
ТЕХНОЛОГИЯ РАЗРАБОТКИ КОНЦЕПЦИЙ методами концептуального проектирования
Курс назначается разработчикам сложных концепций, в первую очередь концепций развития организаций, городов, учебных центров, инновационных кластеров, территорий специального назначения, отраслей, культур больших социальных целостностей. Для такого рода задач в курсе осваиваются инструменты, основанные на методологии концептуального проектирования решений.
Курс носит практический характер, Из всего арсенала концептуальных методов здесь выбраны только те, которые позволяют в быстрые сроки создавать работающие конструкции с отчетливой, ясной структурой смыслов и решений, упакованных в концепты.
АНДРАГОГИКА РАЗВИТИЯ
Программа разработана как вход в пространство смыслов и решений относительно способов организации образования взрослых развивающего типа. Назначается участникам образовательной деятельности взрослых, авторам -разработчикам образовательных программ для взрослых, тьюторам, преподавателям различных образовательных программ и курсов для взрослых, находящимся в профессиональном развитии, организаторам обучения и образования взрослых развивающего типа
Программа состоит из трех блоков, объединенных логикой нарастающего мастерства в предметной области.
Программа сделана на основе результатов многолетней практики нескольких авторов – ведущих специалистов в различных образовательных средах (технические и гуманитарные вузы, бизнес-школы, прогимназии, программы обучения и образования, системы открытого образования, смешанного, дистанционного и других видов образования). При этом она не является сборником рецептов и натаскиванием на частные решения в образовании. В мастерских поднимаются законы и закономерности развития образовательных систем и сред. Это душевный проект автора.
ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУР
Курс проводится как исследовательская образовательная экспедиция ЖИВАЯ ПАРАЛЛЕЛЬ. Путешествия проводятся по разным странам мира.
Назначается руководителям, способным взять философскую паузу в деятельности для обогащения своих представлений об управлении и развитии в проживании разнообразных контекстов. Общие цели всех экспедиций:
- Понять культуру как феномен и как ресурс развития организаций
- Обосновать компоненты и свойства культуры, которые можно было бы различать в окружении и использовать для усиления живучести организаций и увеличения потенциала их и собственного развития
- Обосновать фундаментальные закономерности развития культуры
- Понять возможности поддержки развивающих направлений в культуре
Проект существует и развивается с 2006 года. Для каждой экспедиции разрабатывается уникальная программа.
Проект созревает и ходе экспедиций по нескольким странам планеты: Камбоджа, Вьетнам, Перу, Боливия, Мексика, Гватемала, Белиз, Бразилия . Экспедиции прошли по странам Западной Африки – Бенин, Того, Гана. в Японии и Папуа, в Панаме, Колумбии и Эквадоре, в Индии, Бутане и Непале, в Армении, Басконии и Ирландии.
Список участников экспедиций собирается задолго до их старта. Относительно готовящихся экспедиций можно наводить справки..