< Историческая типология культур | Андрей Теслинов

Историческая типология культур

В 1949 году немецкий философ Карл Ясперс издал книгу под названием “Vom Urschprung und Ziel der Geschichte” – “Происхождение и цель истории”. В ней он ввел понятие “Осевое время”, определнное им как “ось мировой истории”, которую “следует отнести… ко времени около 500 лет до н.э., к тому духовному процессу, который шел между 800 и 200 г. до н.э. Тогда произошел самый резкий поворот в истории. Появился человек такого типа, каким он пребывает по сей день”.

time-980693_960_720-300x200Исходя из идеи об Осевом времени как ключевом моменте истории, К. Ясперс ввел типологию культур: архаические (доосевые), традиционные (осевые) и рациональные (современные). С тех пор понятие “Осевое время” вошло в научный обиход философов, историков, культурологов, религиеведов, получив дальнейшее развитие и новые трактовки в трудах целого ряда выдающихся ученых второй половины ХХ – начала XXI веков: Э. Фёгелина, Н.Ш. Айзенштадта, Р. Беллы, К. Баскина и других.

Вторая беседа из цикла “Онтология “второй природы” была выстроена вокруг ответов на ряд вопросов относительно культурологического значения “Осевого времени”:

  • Какова суть изменений, принесенных “Осевым временем”?
  • Какова их природа – в какой степени они явились результатом “духовного процесса”, как полагал сам Ясперс, а в какой – следствием социально-экономических причин?
  • Каковы основные характеристики культур трех типов, выделенных Ясперсом? В этой связи будут кратко охарактеризованы архаические культуры (преимущественно на примере автохтонных культур субсахарской Африки), основные “традиционные цивилизации” (восточные и европейская до Нового времени) и современная – новоевропейская – культура.
  • Не следует ли Осевое время рассматривать как период перехода человечества из одной эпохи устойчивого развития (от появления земледелия до начала Осевого времени) в другую, начавшуюся с завершением Осевого времени и длившуюся до начала Нового времени – до грани XV-XVI веков? Чем была вызвана сама необходимость осуществления такого перехода?
  • Не является ли Новое время, длящееся до наших дней, Вторым осевым временем – периодом нового перехода от одной эпохи устойчивогоразвития к другой? Если так, то каковы сходства и различия двух Осевых времен? Какие контуры наступающей новой эпохи стабильности можно разглядеть сегодня?

Ведущий встречи – профессор, доктор исторических наук, Дмитрий Бондаренко.

Доставьте себе удовольствие завершать некоторые дни в круге ясного мышления!

8

© 2024 Андрей Теслинов // Дизайн и поддержка: GoodwinPress.ru