< Образование взрослых как средство культурогенеза | Андрей Теслинов

Образование взрослых как средство культурогенеза

pdf.>

Многие годы магистральным вектором развития образования взрослых является служение повышению их компетентности. А поскольку компетентностная идея «привязана» к способности людей выполнять конкретные виды деятельности, то все усилия образования начинаются и завершаются мышлением их существующего или перспективного разнообразия. По умолчанию предполагается, что это разнообразие оправдывается объективными ходом расширения потребностей людей и развития способов хозяйствования. Следовательно, сам этот ход выпадает из сферы сознательного изменения. Однако, все тяжкие для человечества события длящегося тысячелетия зарождаются именно в этой сфере.

Способы хозяйствования с ускорением пленят творческую свободу людей, принуждая ее к работе на потребление; смыслы развития подменяются ростом капитала; борьба за увеличение живучести человечества направляется на уничтожение одного его отряда другим – таковы последствия ограниченности целеполагания современного образования. Повышение профессиональной компетентности, ослабленное своими смыслами, усугубляет падение культуры как «второй природы» с предназначенных ей высот. Она перестает служить усилению токов жизни в усложняющемся мире, обеспечивая вечность в ее становлении.

Знак вечности на воротах храма Хор Вирап (Армения 2017)

Судя по всему, образование, свернутое к стандартам компетентности, истощает свои живительные силы – с его ролью вполне справляется обучение. В складывающейся упрощенной форме образование перестает служить генерации смыслов и повышения «температуры» экзистенции. Для его возвращения к высоте исходных значений образованию необходимо выбрать другую магистраль. Такой магистралью может быть только служение развитию культуры [1].

Существенные признаки культурогенеза

В понимании высокой роли образования взрослых наиболее существенным является признание главного отличия «эволюции, осознавшей саму себя» [2]  – это культурный способ существования. Этот способ корнями уходит в область психосферы и принципиально связан с разделением функций полушарий головного мозга [3], которое явило миру «вторую природу». Вспышка способности сознавать себя и окружение сыграло роль детонатора взрывного смыслополагания живой природы. С этого момента она стала двигаться в неизвестное будущее не только и не столько «механикой» инстинктов, сколько вслед за ответами на вопрос «зачем?».

Это удвоение функций (продолжать биологическое существование и творить его в культуре) создало новый ряд противоречий, который теперь интенсивно толкает нас к развитию «по-другому», в смысле «не по-Дарвину». В облике человечества природа приобрела новый способ продолжения самой себя, противостоящий и дополняющий животноподобное «удовлетворение потребностей». Этот «культурный» способ, основанный на способности людей к рефлексии, к воле и к творчеству,  настолько мощно прогрессивный, насколько и угрожающе опасный, поскольку может свернуть эволюцию к затуханию животворных сил. И теперь понижение «высоты полета», к которому обращено современное образование взрослых, можно рассматривать как самоуничтожение культуры и самих себя.

Культурный способ бытия придал развитию живой природы новую ось – техногенез. В дополнении к существовавшим двум (онтогенезу и филогенезу) теперь она развивается иначе, целостнее [4]. Какова суть и значение техногенеза в потоке развивающих перемен?

Существо этой новой оси развития состоит в том, что она выражает в артефактах  (продуктах нашей деятельности) наши ответы на тот самый вопрос «зачем?» Станки, технологии, стадионы, платное образование, гаджеты, законы налогообложения и все другое, чему служат наши профессии, есть средства выражения тех или иных смыслов, на которые нас поднимает экзистенция. В предельном обобщении все это – та самая семиосфера (сфера знаков [5]), в которой отражается актуальная способность человечества понимать и выражать свою вселенскую роль.  При этом роль самого техногенеза в эволюционном потоке – быть инструментом интенсивного вспоможения онтогенезу и филогенезу. Исполнение ее в состоянии «не приходя в сознание» – это ребячество наций. Как это понимать?

Онтогенез в культурной фазе природы проявляется в развитии индивидуальных способностей каждого человека различать действительность (ощущения, чувства, образы, представления, понятия и далее) и на основе этих различений выбирать то или иное поведение. По аналогии с развитием животного мира – это усиление живучести его индивидуумов в изменяющихся условиях. Филогенез в культурной фазе – это развитие коллективных способов существования (группы, семьи, племена, организации, государства и далее). До появления техногенеза природа двигалась по двум другим линиям медленно и однообразно. С появлением человечества начался период ее интенсивного преображения. И средством этого преображения теперь являются все продукты нашей деятельности.

В этой картине развития следует иметь в виду два важных обстоятельства:

  1. Закон «иерархических компенсаций», согласно которому развитие идет в сторону увеличения разнообразия и обеспечивается сдерживанием роста разнообразия на нижележащих уровнях (Закон Е. Седова) [6]. Это означает, что прогрессивное упрощение сложности должно идти «вниз» по эволюционной лестнице, но никак не понижение разнообразия «вверх». Последнее приводит к деградации и ослаблению живучести социума.
  2. Закон динамической гармонии, согласно которому усложнение по всем трем эволюционным векторам (онтогенез, филогенез, техногенез) должно происходить сбалансированно (Рис. 1), а отставание по какому-либо из них лишает культурное строительство устойчивости. Иначе говоря, цивилизации с дисбалансом векторов в долгосрочной перспективе не живучи.

В таком самодвижении «второй природы» образование выступает специфическим средством техногенеза, способным либо послужить ее расцвету, либо увяданию и свертке.

Роли взрослого образования в культурогенезе

С культурологической точки зрения роли взрослого образования в обновляющейся жизни имеют, можно сказать, биологическое (экзистенциальное) значение. Оно обязано усиливать нашу способность овладевать растущим разнообразием мира. Cкорость этого усиления должна опережать скорость усложнения жизни. Оно должно удерживать баланс векторов эволюции, мобилизуя для этого все свои ресурсы.

Наращивание  компетенций в освоении артефактов (профессий) без развития форм совместной деятельности и без развития способности взрослых людей делать сложные выборы создает угрозу существованию человечества. Основная функция взрослого образования – обеспечивать повсеместный подъем мышления реальности, усиливающий нашу способность различать в приближающемся «Великом Неизвестном» опоры для движения в будущее с нарастанием живучести. Его забота – увеличение мощности потока усилий по переработке сложности мира для его упрощения «вниз», позволяющего смелее и устойчивее двигаться «вверх».

Что это означает для развития теории и практики образования взрослых?

Следствия воплощения идеи

Первыми следствиями признания образования взрослых как специфического средства культурогенеза могут быть следующие:

  • Недопустимо сведение образования к обучению;
  • Вместо освоения профессий в центр образования должна быть поставлена задача повышения субъектности взрослых людей (субъект образования – субъект развития – субъект культуры [1]);
  • Необходимо поскорее изжить компетентностный подход к взрослому образованию (не обучению) в его переходе к культурогенетическому подходу, при котором взрослый человек должен быть взят в образование как сама себя развивающая культура [7];
  • Образование должно поощрять увеличение разнообразия своих технологических и содержательных форм, борясь с унификацией;
  • Упрощение образования принуждением его к объективно отстающим от времени стандартам ведет к ослаблению культуры. Стандартизация – инструмент функционирования, но не развития.

Уже появляются концепции образовательных программ для взрослых, построенные по этим правилам [8]. Но почему мы рассуждаем лишь об образовании взрослых, обращаясь к образованию вообще? Только потому, что взрослый – это состоявшийся в определенной культуре человек, с которого начинается ее творческое продолжение… или уничтожение. Любое предвзрослое образование надо рассматривать лишь как подтягивание незрелого человечества к моменту полной ответственности за ее судьбу.

Несомненно, культура, как современная форма эволюции живой природы – это субъект, наделенный способностью к саморазвитию, рефлексии и целеполаганию.

Подлинный субъект культуры – создатель армянского алфавита Месроп Маштоце (405 год н.э)

Понижение значения взрослого образования в усилении этой субъектности лишает его всякого смысла.

Литература

  1. Теслинов А. Г., Протасова И. А.. Образование по-взрослому. Дух андрагогики развития – М.:, ФЛИНТА: Наука, 2016. – 112 с. – (Развивающее образование для взрослых).
  2. Тейяр де Шарден П. Феномен человека. – М.: Наука, 1987. – 240с.
  3. Пелипенко А. А. Постижение культуры: в 2 ч. Ч. 1. Культура и смысл . – М.: РОССПЭН, 2014. – 607 с.
  4. Уилбер К. Краткая история всего/ Пер с англ. С.В. Зубкова. – М.:  АСТ: Астрель, 2006. – 476 с.
  5. Лотман Ю. М. Семиосфера. – С. Петербург.: «Искусство – СПб», 2010. – 704 с.
  6. Седов Е.,  Информационные критерии упорядоченности и сложности организации структуры систем / в Сб.: Системная концепция информационных процессов, Выпуск 3, Сборник трудов ВНИИ системных исследований, М., 1988.
  7. Теслинов А.Г. Андрагогика развития: базисные теоремы // Образование и наука. 2016; (4). Стр. 134-154.
  8. Теслинов А.Г. Научная разработка «Образовательная программа Executive MBA «Инноватика». (свид. о деп. № 016-05654 от 12.09.2016 РАО КОПИРУС) – 42 с.
Теслинов А.Г.. Образование взрослых как средство культурогенеза // КАЧЕСТВО ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ, НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ БИЗНЕСОМ : КОНЦЕПЦИИ, ПРОБЛЕМЫ, РЕШЕНИЯ Материалы ХVIII Международной научно-практической конференции. 2017. МИМ ЛИНК. С. 73 – 75.

© 2024 Андрей Теслинов // Дизайн и поддержка: GoodwinPress.ru