Обоснование стратегии развития наукограда
Книга «Мастерской концептуального мышления» в серии «Прикладные концептуальные исследования».
Теслинов А.Г.. ОБОСНОВАНИЕ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ НАУКОГРАДА. Аргументы к решениям по развитию наукограда «Жуковский». – Жуковский: АНО ВО «Международный институт менеджмента ЛИНК», НКГ «ДиБиЭЙ-Концепт, 2017. – 166 с.
В книге представлена логика целеполагания и результаты стратегического планирования развития города.
Назначение монографии – служить базой смыслов о развитии города, которые неизбежно упрощаются, теряются, слабеют по мере удаления от истока решений. Второе назначение – дать пример подхода к разработке подобных решений и тем самым отстоять научный подход перед политическим.
Книга адресована разработчикам стратегических решений по развитию наукоградов и других муниципальных образований, исполнителям этих решений, руководителям направлений в министерствах, принимающих такие разработки и формирующих для них нормы.
Введение
Приметой настоящего времени (2016–2017 годы) является обилие усилий государства призвать свои самоуправляемые территории (муниципальные образования) к построению отчетливых контуров направлений, по которым они могли бы развиваться в русле общего подъема страны. Вследствие этих усилий появляются стратегии развития городов и других поселений. Их определяют как стратегии социально-экономического развития, хотя в каждом таком случае подразумевается развитие целостное, которым может быть лишь развитие культурное. Однако понимание того обстоятельства, что так называемая «социоэкономика» является одной из граней большого целого (Культуры), пока не имеет силы, поскольку государственное управление поделено на малосвязанные сферы, а культура рассматривается как одна из них.
Это не единственное обстоятельство, которое ослабляет стратегические решения по развитию поселений, – есть и другие. Наиболее существенными для прогресса являются следующие два.
- В абсолютном большинстве появляющихся документов под названием «Стратегия социально-экономического развития города…» стратегий нет вовсе. Они заменяются описанием достижений органов местного самоуправления, перечислением задач, вытекающих из нормативно-правовой документации, значениями ряда представительных показателей, требуемых для отчета «наверх», списками проектов и мероприятий, которые планируется осуществить, и потребными для этого финансовыми ресурсами, которых никогда не хватает. Стратегия как путь, как уникальный для того или иного поселения способ движения к стратегическим целям в этих разработках не сознается. В основном это связано с принуждающим требованием министерств форматировать документы по некоему образцу, в котором идея стратегии отсутствует. Здесь действует традиция, которую зачастую бессильны преодолеть даже те разработчики стратегий, которые понимают ее отличие от целей, от задач, от миссии, от успеха и других фигур целеполагания.
- В таких документах решения почти никак не связаны с развитием. Развитие в них не отличается от совершенствования, от улучшения, от обновления и других характеристик перемен жизни поселений. Наиболее простым примером этого обстоятельства является то, что, как правило, стратегические решения формулируются по принципу «дальнейшего повышения значений известных показателей» вместо принципа «изменения состава показателей». Развитие поселения как смена его облика, как его количественно-качественный переход к иному уровню существования, как смена некоего инварианта поселения в таких работах не проектируется и в решениях не проявляется. Главным образом это cвязано со сложностью самого феномена – развитие. Повсюду оно подменяется слабыми формами перемен. Но это обстоятельство могло быть хотя бы в какой-то мере преодолено, если бы «сверху» исходило принуждающее требование обосновать в стратегиях концепт развития. Этого не происходит и, напротив, всякая концептуальная, обосновывающая часть из документов вырезается как не имеющая отношения к цифрам.
Оба этих обстоятельства приводят к тому, что при различных подходах к разработке стратегий развития поселений итоговые документы получаются «близнецами». Они подобны друг другу как отчеты о содеянном и как протоколы о намерениях администраций поселений на перспективу, подкрепленные ссылками на нормативы.
Но даже такие документы могут как-то помогать развитию поселений, если будут содержать в себе логические связи между закрепленными в них решениями. Эти связи нужны, в первую очередь, исполнителям проектов и программ по реализации стратегий для понимания смыслов деятельности. Осмысленность развивающих деятельностей особенно важна теперь, когда в ходе стратегического периода существенно меняются внешние обстоятельства, когда проекты совершаются командами с разнородными интересами, когда проекты длятся годами и потому теряют ценности исходного замысла, когда ресурсы на выполнение проектов истощаются гораздо раньше срока, вынуждая менять их содержание, когда неоднократно сменяются составы управляющих команд и происходит многое другое.
Все это явилось поводом для рождения книги. Она созрела в ходе разработки стратегии развития подмосковного наукограда Жуковский. Это та самая сложная целостность, на примере которой можно разобрать «тонкости» стратегического целеполагания городов, как говорят, с «заданными свойствами» (наукоградов) и попытаться преодолеть пагубную традицию в управлении развитием муниципальных образований. Книга написана как пример подхода к разработке стратегии развития города, который мог бы помочь другим разработчикам в обновлении других городов и подобных сложных целостностей. Еще больше в этой помощи нуждаются руководители министерств и ведомств, оценивающие, принимающие стратегии развития городов и направляющие ход стратегического процесса… куда-то.
Другое намерение автора состоит в том, чтобы закрепить основания стратегических решений по развитию наукограда Жуковский, которые состоялись. В разработанном в 2016 году документе «Стратегия социально-экономического развития муниципального образования «городской округ Жуковский» этих оснований нет, а они важны для сохранения смыслов принятых решений. В ситуациях, когда в течение срока действия стратегии (до 2027 года) что-то пойдет не так, к этим смыслам можно вернуться, пересмотреть, уточнить, сохраняя преемственность решений.
Разумеется, разработка решений проводилась на основе нормативно-правовой базы, заложенной в ряде документов федерального, регионального и муниципального уровней управления. Однако подход к разработке имел авторский характер, как и должно быть в концептуально сложных работах. Кроме того, в состоявшихся решениях принимали участие жители Жуковского как эксперты, как представители различных групп и слоев его населения, заинтересованных в судьбе наукограда.
Разработка стратегии была выполнена Научно-консалтинговой группой «ДиБиЭй-Концепт» («Мастерская концептуального мышления») по муниципальному контракту с Администрацией г. Жуковский. При разработке решений использовались наработки Школы концептуального анализа и проектирования систем организационного управления (Школа КА и П СОУ – С.П. Никанорова). При этом сама работа послужила импульсом к появлению результата интеллектуальной деятельности Школы – «Методологической платформы для обоснования и выработки решений по развитию городов «ГОРОДОНИКА» (а.с. № 016-005398 от 03.06.2016). Однако ее полноценное задействование – это будущий проект. В этом же проекте проявлены лишь некоторые идеи платформы.
Обоснования стратегических решений приводятся в книге параллельно самим решениям и вместе с ними.
Книга выполнена в мягкой обложке и в удобном формате, ориентированном на читателей «с карандашом в руках». Текст иллюстрирован рисунками (схемами) автора и фотографиями от Марины Лысцевой – официального фотографа авиационно-космического салона МАКС.
Книгу можно приобрести в магазине “Мастерской концептуального мышления” >>