В Минобрнауки утверждена стратегия развития наукограда
Стратегические разработки решений о развитии наукограда Жуковский успешно завершены. Стратегия принята в Минобрнауки с формальными поправками. Завершился почти годовой труд команды – событие праздничное. И если из всех принятых решений воплотится хотя бы малая часть, то благо городу будет! Примечательно и то, что разработку стратегии доверили Школе, усилиями которой в начале 90-х был введен в деловой оборот и в правовое поле сам термин – НАУКОГРАД. Это было в Жуковском.
Надо признать и то, что методологически строгим меркам принятая стратегия не удовлетворит. После многократной министерской огранки она приобрела политический характер, потеряв приличную долю содержания. Видимо, так будет всегда до тех пор, пока политический подход к жизненно значимым решениям будет преобладать над научным. Этот расклад приоритетов порождает многие бессмыслицы. Так, например,
- Он не позволяет “поднимать”, вскрывать развивающие противоречия в городах, хотя и допускает указания на “ряд городских проблем”. Проблема в классике системного анализа (по С. Оптнеру) это разница между действующей и желаемой системами, то есть, разница между “есть” и “хочу”. А развивающие противоречия – это разницы между “продолжать жить” или “медленно умереть”. Аналитические тексты с перечнями таких обстоятельств не принимаются;
- Он заставляет разработчиков “упоминать” некий титульный лист аспектов городской жизни, не обращаясь к тем, которые сущностно определяют долголетний успех и живучесть города. Например, никогда в стратегический анализ и в решения не попадет способность городского субъекта к повышению рангов собственной рефлексии хода развития города и многие другие;
- Он принуждает заменять обоснованные стратегические цели, выведенные из необходимости развития, лозунгами, типа “лидерство”, “рост”, “первенство” и другими подобными;
- Он вынимает из стратегического процесса работу с альтернативами, требуя сразу указывать на звучный перечень почти готовых решений.
Это была работа с наукоградом, который сам по себе успешен, активен, инициативен, заметен. И если в политические формулы надежно прятать смыслы, то какие-то дельные решения сохранить удается! Но все это создает совершенно другие, иногда тяжелые ситуации в моногородах, где оказывается никаким образом невозможно упаковать решения, например о необходимости полного расселения города для продолжения жизни горожан. Однако, это уже другая тема.
Опыт работы с первым наукоградом России – Жуковским проявил два обстоятельства:
- Верен и богат возможностями подход к стратегическим решениям высокой сложности, развиваемый в НПО “КОНЦЕПТ”, в “Мастерской“. в самом концептуальном направлении. В какой-то мере он проявлен в монографии, выросшей по ходу работы в Жуковском.
- Прекрасны люди, чьими руками и сердцами город живет, творит большую науку и создает причины для счастья многих и многих семей.
От нашей команды благодарю руководителей Администрации города Жуковский за доверие и живой интерес к судьбе города. Благодарим горожан – сотрудников предприятий научно-проиводственного комплекса, образовательных учреждений, общественных институтов, предприятий среднего и малого бизнеса и других участников рабочих групп, в которых вызревали и испытывались стратегические решения!
Проф. Андрей Теслинов