Развитие смысла идентичности
Анонс лекции
Основные тезисы:
- Идентичность – область психосферы;
- Идентичность возникает как «мир впервые»;
- У этого процесса есть закономерное: непрерывность, режимы, расслоение и другие;
- Результат поиска идентичности определяется типом воспроизводства культуры;
- Полагание идентичности может быть развивающим.
Эти идеи раскрываются в три шага.
Шаг 1. Идентичность как сфера смыслов
Основание идентичности коренится в главном признаке культуры – в ее смыслогенетической «работе» по производству, конвертации, интерпретации смыслов. Идентичность – результат обретения человеком, командой, обществом культурой (будем дальше говорить – человека) значения себя в мире. Источником активности поиска идентичности является существования человека в расширяющемся круге дуальных оппозиций (Я и Другое).
Идентичность рождается как структура особенных (не случайных) отношений между сознаваемыми особенностями индивидуальности (неповторимости), особенностями конкретного культурного слоя, в котором существует человек, и особенной позицией в этом культурном слое. В синтезе этих разнообразий идентичность появляется как их «нераздельное и неслиянное» состояние.
Экзистенциальное значение идентичности – структура опор и условие устойчивого существования человека в культуре.
Шаг 2. Закономерности становления идентичности
«Величина» идентичности всякого человека подвижна. Культура здесь «работает» по подобию «калиево-натриевого насоса», принуждающего органические клетки к делению. Основные полюса ее подвижности – сбалансированность ее компонентов и их асимметрия. Первый полюс имеет признаки синкретичности (нерасчлененности) сознания. Второй – его раздробленности (Ю. Лотман). Основные вектора, по которым в этом противоречии существует и развивается идентичность – те же, что и в культуре (А. Пелипенко).
Развитие идентичности как смена ее значений («величины») происходит вслед за обретением новых смыслов, которому необходимо всячески помогать. Если у человека не хватает ресурса для этой работы, то природа приостанавливает ход его культурного развития.
Развитие идентичности происходит по кругу «одухотворения грубого». Не только идентичность, но и сами цивилизации построены на отказе от замкнутого на себя удовлетворения «грубого» (З. Фрейд).
Результат поиска идентичности расслаивает культуры, создавая в них новые развивающие оппозиции. Конкретный уровень состояния культуры и соответствующее ему значение идентичности определяется типом воспроизводства культуры. Таких основных типов три.
Шаг 3. Развивающее полагание идентичности
Выход к развивающим значениям идентичности определяется теми способами, каким конструируются смыслы и как они закрепляются в культуре. Полноценный состав деятельностей, которыми могут создаваться смыслы развивающего типа, вполне обоснован «философией всеединства» (В. Соловьев) с учетом современной интерпретации ее положений.
Предельная отчетливость смыслов (точность различений их составляющих) достигается концептуально строгими методами (С. Никаноров, А. Теслинов). В лекции дается пример концептуальной работы по конструированию идентичности и ее анализа.
На закрепление развивающих значений идентичности должна быть мобилизована вся медиасфера культуры.
В живой лекции каждый тезис раскрывается с примерами и комментариями.
Прочитано 11 марта 2019 на форуме (Джокьякарта)
Проф. Андрей Теслинов