СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К ИССЛЕДОВАНИЮ сложной реальности
Создан новый образовательный курс для требовательной к строгому мышлению аудитории и впервые проведен в удаленной коммуникации с нею. Это обстоятельство сильно повлияло на дидактику курса, поскольку принудило найти средства для напряженной смысловой работы на расстоянии. И то, что прежде удавалось сделать за два дня в свободном обсуждении в очной мастерской, теперь потребовало два месяца работы над полусотней отточенных образовательных событий. И теперь уже возникает сомнение – точно ли прежде удавалось?
Вторая особенность курса – в нем правила конструирования систем введены как средства мышления, ориентированного на работу с неизвестным, а не только с пониманием сложного. Неизвестное всегда сопровождает научное исследование и некоторые виды других. Это потребовало, во-первых, определиться с самим мышлением и, во-вторых, встроить правила работы с системами в методологию научного поиска.
Третья особенность – он сделан для исследователей. То есть для людей, не доверяющих шаблонным решениям, а верящих лишь тому, что добыто и доказано. Это потребовало утверждать о чем-либо вместе с основаниями утверждений.
Пилотная версия первой ступени курса с удовольствием испытана среди профессиональных исследователей и ученых в умных командах исследовательских проектов Западно-сибирского межрегионального научно-образовательного центра (НОЦ – Тюмень). Теперь это может быть предложено миру.
КОМУ
- Руководителям исследовательских проектов и аналитикам с мышлением, стремящимся к конструктивному порядку
- Системно ориентированным исследователям
ЗАЧЕМ
- Содействовать развитию продуктивного мышления порождающего типа
- Содействовать формированию ясного представления о существе, возможностях и границах системного подхода в понимании сложных предметных областей
- Помочь освоению системного и более мощного инструментария исследовательской деятельности
ЧТО
- 5 мастерских первой ступени и 4 – второй ступени с последовательным восхождением от представлений о понимающем мышлении к практикам развивающей трансформации исследовательских проектов
КАК
- Курс представляет собой первую попытку испытания дидактики нового поколения, целиком основанную на ресурсах дистанционной коммуникации участников образовательного процесса и примененную по отношению к сложной предметной области
- Он ведется в виде ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ МАСТЕРСКИХ, каждая из которых состоит из нескольких ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СОБЫТИЙ. Образовательные события объединяются в ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ МОДУЛИ. На курсе используются модули двух типов: ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ и КОНСТРУКТОРСКИЕ.
- Общая продолжительность курса – около 2-х месяцев (первая ступень) и около 3,5 месяцев (две ступени – полная версия).
Материал отобран в практике концептуального проектирования систем в области оборонных проектов и после – в организационном управлении, образовании, научном поиске и бизнесе.