Образовательные проекты 2023
Казалось, что “пандемийный” 2021 год будет самым необычным в череде лет наступившего века, однако… Легче не стало. Но при всей сложности времени – “Все, что не убивает нас, делает сильнее!». Происходящее с нами и с миром стало вызовом для многих. Произошли изменения и в арсенале нашей “Мастерской“, в составе и содержании моих проектов. Вот некоторые из них.
1.Давние попытки помыслить основания для построения долгосрочных стратегий развития организаций (на 10-20-50-300 лет) все же привели к положительному результату. Такие основания найдены. Через ряд публикаций с обсуждением этого чрезвычайно сложного предмета исполнилась возможность построить образовательную мастерскую с обоснованием подходов и способов долгосрочного развития живых целостностей. Таких подходов два, а способов – четыре. Вместе с давно известным, но почти бесполезным в современных обстоятельствах сценарным подходом и способом их пять. Все это относится к организациям, к развивающимся регионам, к государству, к человеческому обществу. В трех различных по интеллектуальной емкости аудиториях состоялось испытание мастерской на тему:
ПОДХОДЫ К МЫШЛЕНИЮ ДОЛГОСРОЧНОГО РАЗВИТИЯ
В развитии этой темы возникли две относительно коротких (по 4 – 5 часов) мастерских / лекций на близкие темы:
МЕНЕДЖМЕНТ В УСЛОВИЯХ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ
ПРИКЛАДНАЯ ФУТУРОЛОГИЯ
Они состоялись в начале 2023 года в программе развития компетенций Администрации губернатора Рязанской области.
2.Состоялась исследовательская экспедиция “ПИКАМПУС” по инновационным центрам Бразилии, которая в последнее десятилетие уверенно выходит на мировой уровень по отдаче инноваций на вложенные в них ресурсы. Это позволило предметно познакомиться с новой для нас моделью организации инноватики и тем самым расширить представления о подходах к созданию действительно развивающихся территорий и организаций. Все это отразилось в содержании образовательного модуля курса ДИРЕКТОР ПО РАЗВИТИЮ:
РАЗВИТИЕ И УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИЯМИ
3.Возобновился интерес к серьезному образованию развивающего типа. В первую очередь это состоялось в среде вузовского и послевузовского образования, но уже выходит в пространство профессионального образования взрослых – в программы уровня EMBA и DBA. Появился дистанционный курс:
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ РАЗВИВАЮЩЕГО ТИПА
В очном формате он, безусловно, содержательно богаче. Курс испытан в программе Тюменского НОЦ и в некоторых компаниях с реальной потребностью в развитии через образование.
4.Состоялось существенное обогащение образовательной программы для руководителей предприятий, занятых вопросами развития сотрудников, персонала, человеческого ресурса предприятия, и сознающих ценность «тонких» инструментов управления с долгосрочным эффектом:
УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ ОРГАНИЗАЦИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Программа ведется в дистанционной форме. Однако ее участники и я ждем возвращения условий для очных встреч.
5. Ушедший год и наступившее время создали взрывной интерес к овладению Культурой в широком смысле и к развитию культур организаций (корпоративной и организационной культур). Сформировалось несколько образовательных и программ и деловых проектов, связанных с развитием культуры. В частности, на площадках программ DBA и корпоративных учебных центрах испытана программа:
КОРПОРАТИВНЫЕ КУЛЬТУРЫ В РАЗВИТИИ БИЗНЕСА
Это состоялось как концентрированное, сжатое обобщение сути и инструментария развития культур. Некоторые идеи подхода к их развитию прозвучали в интервью Ассоциации слушателей и выпускников ВШКУ РАНХ и ГС.
Однако, наиболее существенное приращение понимания сложных вопросов формирования и становления культуры произошло в работе над книгой КОД КУЛЬТУРЫ РУССКОГО МИРА, в которой принимали участие партнеры по Клубу концептуальных аналитиков. Развернуты работы по расширению этого знания и воплощения в социо-культурную ткань общественной жизни.
Все это придало уверенность в возможности поддержки стратегических команд компаний в решениях о стратегическом развитии важных аспектов управлении культурой. Готовится проект стратегической сессии с крупной корпорацией на тему:
СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
6. Завершена работа над описанием редкостного отечественного опыта действительно взрывного подъема активности работников компаний в проектной деятельности. Этому опыту около 40 лет. Речь идет о первой отрефлексированной публикации знаменитого когда-то водяновского КОМПАСа (Комплексного Организационного Механизма Персонального Адекватного Сотрудничества). И хотя было уже более десятка попыток рассказать о нем широкой аудитории, но все они по разным причинам не достигали публицистической зрелости. Выходу книги предшествовали интервью с участниками КОМПАСа, поиск оснований его успеха, серии очных и дистанционных бесед с людьми так или иначе знакомых с Методом, диспуты с его автором – Валерием Григорьевичем Водяновым. В. издательстве “Питер” Вышла книга с названием “ОРГАНИЗАЦИОННОЕ САМОРАЗВИТИЕ. Взрывной подъем качества деятельности“. Книга написана не как методичка для исполнения, но как обоснование возможностей подъема субъектности работников разумными, действующими техниками и подходами к управлению. В настоящее время КОМПАС работает под управлением его изобретателя на некоторых предприятиях России и в Администрации Республики Тыва.
Кроме всего этого обогатились прежние образовательные проекты, поскольку каждая их новая версия ведется в новых условиях, принуждающих отражать актуальное. Верно говорят “дважды в реку не войти” – каждый проект в новых условиях разворачивается по подобию встречи с обновленной рекой.
ДИРЕКТОР ПО РАЗВИТИЮ
КОНЦЕПТУАЛЬНОЕ МЫШЛЕНИЕ
Состоявшееся в 2022
1. Сильный шаг сделан в сторону дистанционных технологий. Оказалось, что это не просто. Двухдневная очная встреча в аудитории теперь превратилась в полуторамесячный курс с еженедельными встречами у экранов и специальными индивидуальными практиками. И теперь понятно, что “дистанционная дидактика” сильно отличается от всех других.
Каждая такая программа теперь ведется в виде нескольких ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ МАСТЕРСКИХ – ограниченных во времени частей курса с завершенными результатами (3,5 – 4 часа). Мастерские выстраиваются из нескольких ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СОБЫТИЙ, задействующих разные ресурсы дистанционной коммуникации (intensive distant education). Связка таких событий выстраивается по технологии, реализующей принципы андрагогики развития. Это позволяет в какой-то мере приблизиться к тем результатам, которые создавались при встречах в аудитории. Разумеется, нагрузка на всех участников образовательного пространства возросла.
2.Возник и прошел испытание ряд новых образовательных Программ корпоративного формата с дистанционной образовательной технологией. Вот их неполный ряд…
УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ ОРГАНИЗАЦИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Эта программа дистанционного курса создана для руководителей предприятий, занятых вопросами развития сотрудников, персонала, человеческого ресурса предприятия, и сознающих ценность «тонких» инструментов управления с долгосрочным эффектом.
Программа испытана в образовательном проекте для руководителей компаний «1С». Содержит 4 образовательных мастерских, чередующихся с индивидуальными упражнениями и публичной рефлексией их результатов.
Все это выращено из тщательного анализа и концептуальной расчистки существующей риторики относительно развития, развивающего управления, из исследований закономерностей развития на примерах различных организаций в различных культурных контекстах в различных странах мира.
МЫСЛИТЬ ШИРОКО
Программа создана и испытана по вызову Корпоративного университета ГАЗПРОМ-Нефть для руководителей первой линии управления (top), ориентированных на развитие собственного мышления бизнес-практики. Специально под тему понадобилось построить и развернуть в деталях «модель широкого мышления». Сейчас это синтез разнородных, но свивающихся в целое разных линий задействования сознания. Получилось сложно, забористо, с убегающим горизонтом тонких деталей и практик.
Программа содержит 4 образовательных мастерских, чередующихся с индивидуальными упражнениями, индивидуальной критикой и публичной рефлексией их результатов.
ИСКУССТВО КОНЦЕПТУАЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ И ТЕХНОЛОГИИ КОНЦЕПТУАЛЬНОГО МЕНЕДЖМЕНТА
Сделано для руководителей подразделений и ведущих аналитиков организации, работающих с интеллектуально сложными предметными областями управленческой деятельности, и для системно ориентированных управленцев и исследователей компании
Программа изготовлена по заказу Госкорпорации РОССТАТ для руководителей первого уровня и для Администрации республики Саха. Испытана в дистанционном и очном режимах. Этот опыт помог определиться с более конструктивным и щадящим форматом. Теперь это 3 или 4 мастерских с недельным интервалом между ними и домашними упражнениями.
СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К УПРАВЛЕНИЮ
Назначается руководителям, нуждающимся в понимании сложной реальности через упрощение, но без потери целого; системно ориентированным менеджерам. Пилотный проект, сделанный для слушателей Программы Executive MBA ИБДА РАНХ и ГС и по заказу Корпоративного университета ГАЗПРОМ-Нефть. Медленно, с большими ограничениями исполняется дистанционная версия освоения сложных предметов, к каким относится системное и концептуальное мышление. Но, видимо, это закономерно – пора уметь говорить о сложном просто. Программа содержит много практики, к которой должны быть готовы участники образовательного пространства.
По аналогии с этим курсом, но с существенными дополнениями впервые создана образовательная программа для исследователей – аспирантов, руководителей и участников исследовательских проектов, специалистов различных направлений исследовательской и конструирующей деятельности. Это программа по освоению системного мышления и инструментария, уместных для научного поиска, то есть для работы с Неизвестным.
СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К ИССЛЕДОВАНИЮ СЛОЖНОЙ РЕАЛЬНОСТИ
Программа построена из двух ступеней с разными уровнями сложности и, следовательно, мощности инструментария. Первая ступень испытана в умных исследовательских командах Западно-сибирском межрегиональном научно-образовательном центре, созданного в рамках национального проекта “Наука” (Тюмень), и в очередном проекте этого НОЦ – Tabula Rasa.
3. Набрал силу наш онлайн-курс “Понятие о развитии”. Он сделан как первая ступень постижения развития с намерением помочь в различении развития среди всех других процессов. Этот курс – первая попытка беседовать, не видя глаз. Впрочем, обратная связь «вшита» в курс. Что-то получилось… с надеждой на уж очень самостоятельных, вдумчивых слушателей. И они есть!
ПОНЯТИЕ О РАЗВИТИИ
В этом онлайн курсе 8 уроков. Каждый урок содержит несколько образовательных ресурсов: Аннотацию урока; короткую видеолекцию (15 – 25 минут); текст видеолекции с расширением учебного материала; пример ситуаций, связанных с развитием (кейс); экспертное мнение; комментарии к пониманию кейса; тесты для самопроверки; список полезной литературы; обоснование следующего урока в виде сомнений в содержании предыдущего.
Появились отзывы о курсе. Чудесно, что все хорошие, к примеру, такие:
«Мой разум в поиске смысла моей жизни достиг гармонии и получил возможность накопить силы для следующих диалектических игр.
Восхищает все: структура курса в целом и отдельных уроков, развертка содержания и четность/нечетность количества уроков, целей курса и целей отдельных уроков, методика донесения материла и формируемое желание продолжить обучение»
«Курс оказался для меня очень ценным, по нескольким причинам: 1. Посмотреть видео с интервью Андрея Георгиевича мне порекомендовал важный для меня человек – мой наставник по философии и консалтингу. Смыслы, которые были затронуты, я отмечаю как очень важные для себя. И уже просматривая сайты, я нашёл этот курс и решил поучаствовать. 2. Смыслы, качество материала, манера изложения, глубина задаваемых вопросов, блок сомнения, кейсы. Собственно, весь курс. 3. Он приоткрыл для меня дверь в новое измерение философии и знаний о жизни. В целом, курс вызвал у меня интеллектуальный восторг ) Я понимаю, что мне ещё разбираться и разбираться с материалами 1 ступени. Но я бы хотел продолжить изучать вопрос развития и пройти и следующий курс – 2 ступень»
4.Изготовилась и состоялась новая, редкая пока для современных компаний стратегическая сессия. Обычно стратегические сессии связаны с разработкой/доработкой либо стратегии, либо некоторой части портфеля «стратегических решений». И в операционной «кухне» исполнения этих решений лишь немногие поднимаются к осознанию необходимости поддержать новую стратегию новой культурой. Хороший опыт такой работы состоялся в 2020. (Хотя первые попытки случались еще тогда, когда “ЖИВЫЕ ПАРАЛЛЕЛИ” уже начали исследовать развитие культур – с 2012 года)
ЦЕННОСТНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ
Эта стратегическая (культурологическая) сессия предназначена руководителям организации первой линии, ответственным за исполнение стратегии ее развития. Главное намерение работы состоит в том, чтобы обосновать лидерскую позицию организации и настроить на нее ценностное поле совместной деятельности.
Сессия была проведена в Госкорпорации «РОССТАТ» и позволила сформировать добротный проход к развитию ее корпоративной культуры. При глубоком запросе к развитию культуры все это может быть сделано с высокой тщательностью.
5. По ряду запросов созрели двухчасовые мастерские (в дистанционном формате). Они превратились в образовательные диалоги с руководителями на темы, так или иначе связанные с развитием и мышлением:
ФИЛОСОФИЯ КАК СПОСОБ ОВЛАДЕНИЯ РЕАЛЬНОСТЬЮ
В мастерской конструируется представление о продуктивных возможностях философии в управленческих практиках руководителей, работающих со сложными, размытыми предметными областями, предполагающими их многогранное осмысление. Философия представляется не как история мудростей, а как метод самостоятельного и свободного постижения реальности, создающий возможность жить и мыслить мир в развитии
ПОДЪЕМ МЫШЛЕНИЯ МЕНЯЮЩЕЙСЯ РЕАЛЬНОСТИ. Пространство развития мышления
Состоялось обоснование вызовов мышлению, которые объективно созревают в культуре под действием ее собственных закономерностей развития. «Подъем мышления» (не улучшение, не усиление, а именно “подъем”) рассматривается и «раскладывается» как необходимое условие усиления живучести людей, компаний, государств
ФИЛОСОФИЯ КАК СПОСОБ ЖИТЬ
В этой мастерской обосновывается пошаговая линия философского события как формы развивающего себя духа. Без придыхания и нравоучений – чистая прагматика усиления качества жизни в бодрствующем сознании.
Помимо образовательных проектов состоялись и другие работы с применением концептуальных методов. Не стыдно ни за что. Хотя, все может быть совершеннее.