Что дальше…
1. Мир меняется на наших глазах и прежним уже не будет. Он менялся всегда, чередуя свой ход плавными и стремительными режимами. 2022 год отчетливо проявил то обстоятельство, что существующий образец, существующая форма жизни, форма отношений между странами, компаниями, элитами и народом, между людьми исчерпала себя… полностью! Уплотнившиеся потоки санкций, цветные революции, эскалация вооружений, «инновационные» грабежи, воровская борьба за умы, военные конфликты, пандемия и другие безумия приближали тот передел мира, который мы сейчас наблюдаем. Он мог вспыхнуть и по другим «линиям разломов» – в Северной или Южной Африке, в Юго-Западной Азии, в Передней Азии или в других местах. Но вспыхнул рядом с нами, у нас.
Когда среда созревает, то знаковые события не могут не произойти.
Все это происходит с закономерностью, имя которой «Развитие». Мир развивается, а сами переходы в развитии – это всегда больно. Новое рождается в муках.
2. Совершенно очевидно и понятно, что это время, когда живые целостности (страны, организации, сообщества, семьи, люди… культуры) ищут, создают новые формы своего существования. Все это делают по-разному. Кто-то пытается уцепиться за остатки исчезающего мира, чтобы продлить благодатное для себя время. Кто-то наощупь, напряженно конструирует новую реальность. Кто-то просто ждет лучшего времени. Вдолгую побеждают вторые.
Словом, это время поиска того «места» в которое нужно сделать следующий шаг надежно и с уверенностью в том, что он усилит нашу живучесть. Такой поиск – не простое, самое сложное для человека дело, поскольку развитие – это почти всегда движение в Неизвестное.
3. Работа с Неизвестным возможна лишь при условии «подъема» мышления, которое, используя накопленное, способно создавать новое, доселе невиданное. Этот «подъем» совершается средствами образования и ничем другим! Разумеется, оно происходит не только и не столько в аудиториях, которые при развитии технологий с неизбежностью исчезают. Оно происходит в опыте, в диалогах с иным, в инструментально организованной смысловой работе, в обостренной рефлексии происходящего с нами и вокруг нас. Оно должно происходить в состоянии возвышающего себя духа. Все другое лишено шансов на существование.
4. Понимание этого обстоятельства побуждает к тому, чтобы искать в себе силы для адекватных ответов вызову, о котором мы говорим. Понятно, что такие ответы могут состояться при создании особенного напряжения, которое может привести нас, как отдельных людей, так и страну, к новым добротным решениям о будущем, к повышению нашей живучести в это непростое время. Это напряжение должно создаваться специально создаваемыми противоречиями между знаниями об общем – закономерном (как говорят – «историческом») и конкретном, «теплом», ежедневном – прикладном (как говорят – “ситуационном»); между подходами к решению своих локальных проблем и проблем масштабных, имеющих значение для всех; между навыками успеха в спокойной деловой среде и навыками, необходимыми для потребного нам будущего; между моделями деятельности, уместными для разных обстоятельств; между возможностями, которые создает обновляющийся мир, с неизбежностью обновляющаяся экономика страны, и реальными возможностями и ограничениями себя самих.
Словом, идем дальше! С поднятой головой, чистым сердцем и доброй волей!