< Благодатные силы индивидуализации | Андрей Теслинов

Благодатные силы индивидуализации

После работ Ф. Шеллинга, Л. Уайта,  Й. Хёйзинга, Ю. Лотмана, В. Библера, М. Бахтина, А. Пелипенко, Н. Данилевского и многих других, пытавшихся искать в культуре ее саму, а не судить о ней по ее проявлениям в отражениях так называемых «социокультурных практик», культуру уже невозможно «брать» иначе чем как «вторую природу», закономерно пришедшую на смену «первой» путем снятия фундаментального  противоречия живого мира – его «безмозглого» поведения в усложняющейся реальности, движимого врожденными программами (инстинктами). С этой точки зрения «единицей» культурного поведения является вовсе не способность к так называемому «высокому искусству», а смысл, к порождению и/или исполнению которого способен пока лишь человек. 

В отличии от «первой природы», «вторая» движется не столько понуждением внешних сил и биологических программ, но «потребным нам будущим», которое мы разыгрываем в своем сознании.

В чем же в этой природе состоят благодатные силы индивидуализации, которая, похоже, достигла своей высшей зрелости в облике отчаянного «нарциссизма»?

Представляется, что в качестве методологического ориентира в попытке ответить на этот вопрос следует помыслить облик «третьей природы», которая непременно придет на смену «второй». Ведь современный человек – не последний венец эволюции. Но какою она будет? Рассуждая по-гегелевски, видимо, она снимет «противоречие индивидуального обогащения». 

Но как?

Как известно из многих источников прошлого, «самая темная ночь – перед рассветом». Каково же позитивное значение следствий расцвета «нарциссической культуры» для будущего, начинающегося уже сейчас? 

© 2024 Андрей Теслинов // Дизайн и поддержка: GoodwinPress.ru