О вариантах “подъема” мышления
Обычно повышение качества мышления, его усиление связывают с увеличением разнообразия методов решения разных классов задач. Но задачи просты по структуре, имея вполне конкретные «дано», «требуется найти» и «методы решения». В этом смысле существующее богатое разнообразие методов решения задач не «работает» со сложностью и тем более – с Великим Неизвестным, куда, собственно, и побуждает нас заглядывать время.
В какой-то мере усиление мышления происходит при разрешении проблем (не задач), которые почти всегда имеют дело с неопределенностями, с «дырками» в знаниях и потому предполагают задействование уже не готовых приемов решения готовых задач, но подходов, организующих само мышление. Это области системологии, граничащей с философией. Однако, со времен Э. Гуссерля философия так и не стала «строгой наукой», о необходимости которой он настаивал, понимая ограниченность ее «методов» в исчерпании результатов фундаментального вопрошания и свободного усмотрения реальности.
Усиление мышления не достигается его ускорением или улучшением (бессмысленный здесь термин). Оно не достигается усложнением, утончением орудий науки (приборов, оборудования), если они используются мышлением с прежним качеством. Оно достигается лишь «подъемом» самого мышления, которое созревает до необходимости усложнения себя самого, а, точнее – до саморазвития. «Подъем» мышления означает его развивающее восхождение по ступеням (классам) своих возможностей.
Каковы корни этой идеи? И каковы продуктивные версии самого «подъема» мышления?
Читайте в статье…
Ключевые слова: мышление; сила мышления; уровни мышления, подъем мышления
…